Философская энциклопедия - “вайшешика-сутры”
“вайшешика-сутры”
“ВАЙШЕШИКА-СУТРЫ” (санскр. Vaiaesika-sütra) собрание афоризмов школы вайшешика, приписываемое легендарному мудрецу по прозвищу Канада, или Канабхудж (“поедающий зерна/атомы”). Филологический анализ вычленяет в “Вайшешика-сутрах” разные временные пласты, древнейшие из которых датируются началом нашей эры, а последние—5—6 вв. Ранние комментарии к “Вайшешика-сутрам” не сохранились (известны лишь их названия; “Вакья”, “Катанди”), До сер. 1950-х гг. самым древним из комментариев к “Вайшешика-сутрам” считался “Упаскара”, созданный логиком 15 в. Шанкарамишрой. В 1957 А. Тхакур опубликовал анонимный комментарий “Вьякхья” (ок. 13 в.), а в 1961 пандит Джамбувиджая издал найденный им, возможно, еще более ранний комментарий Чандрананды “Вритти”, который датируется в широких пределах от 6 до 14 в. В 1985 А. Тхакур издал комментарий Вадиндры Бхатты “Вайшешика-варттика” (ок. 13 в.).
В 19 в. появляются комментарии, которые сопровождают издание “Вайшешика-сутр”, — “Таркапанчанана” Джаянараяны, “Таркаланкара” Чандраканты, в 20 в.—“Ввдьямартанда” Брахмамуни, “Расаяна” Т. Вирагхавачарья и др. В связи с переводом “Вайшешика-сутр” на индийские языки появляются “Канадарахасья” Чавдраканты (кон. 19 в.), “Бхашья”Девадатты (1898), “Таркаратха” Бхатгачатрьи(190б) и др.
Кроме “посутровых” комментариев к “Вайшешика-суграм”, авторитетом комментария пользуется и систематическое сочинение Прашастапады “Пааартха-дхарма-санграха” (6 в.), которое иногда называют “Прашастапада Бхашья” (Комментарий Прашастапады).
“Вайшешика-сутры” состоят из 10 книг, восемь из которых делятся на две части, точнее, два “дневных урока” (ахника). Композиция сутр отражает мнемонический характер текста, отсюда отсутствие строгого плана изложения и “циркулирующее” пересечение топиков. В 1-й части 1-й книги формулируется цель труда: объяснение дхармы, определяемой как конечное благо человека, затем перечисляются категории субстанции (дравья), качества (гуна) и движения (карма) и дается их сравнительный анализ (через выявление сходства и различия). Во 2-й части анализу подвергаются понятия общего (саманья), особенного (вишеша) и бытия (comma). Однако, судя по комментарию Чандрананды, этим понятиям еще не придан статус отдельных категорий. 1-я часть 2-й книги содержит перечисление девяти видов субстанции, затем рассматриваются качества, которые служат выводным знаком (линга) субстанции ветра и акаши. Обсуждение качеств и доказательство существования субстанций (времени и места-направления) продолжается и во 2-й части, которая завершается дискуссией с мимансой о природе звука. 1-я часть 3-й книги содержит доказательство существования Аммана и чужой одушевленности, 2-я часть посвящена логиче
скому выведению существования манаса и другим выводным знакам Атмана, здесь же утверждается множественность Атманов. В 1-й части 4-й книги обсуждается природа “вечного” (атомов), условия и механизм чувственного восприятия (пратьякша), во 2-й части дается классификация невечных субстанций и доказывается составленноеть тела человека и животных только из атомов земли. 1-я и 2-я части 5-й книги посвящены классификации видов движения, а также дискуссии о природе темноты (тамас). В 6-й книге содержится полемика против идеи мимансы о вечности слова Вед и рассуждение о дхарме, адхарме и мокше. В 1-й части 7-й книги рассматривается еще одна классификация качеств, во 2-й части—общее и особенное в связи с единством (экатва) и отдельностью (притхакгва), а также проблема контакта (полемика с мимаисой по поводу характера связи между словом и его референтом). В обеих частях 8-й книги исследуются условия познания основных категорий. В 1-й части 9-й книги предлагается классификация типов небытия (абхава) и способов их поз нания, во 2-й части—классификация разных модусов “среднего термина” (хету) и других условий логического вывода, доказывается, что словесное свидетельство (шабда} и аналогия (упамана) сводятся к логическому выводу, анализируются формы и условия недостоверного знания (память, сновидение). В 1-й части 10•й книги рассматривается природа удовольствия и страдания и доказывается, что они не являются формами познания, во 2-й обсуждаются понятия причины и следствия.
Лит.: The Vaisesika Sutras of Kanada with the Commentary of Sankaramisra and Extracts from the Gioss of Jayanarayanna together with Notes from the Commentary of Candrakanta and an Introduction by the Translator, transi. Nandala) Sinha. Allahabad, 1911; Vaisesikadarsana of Kanada with ал anonymous commentary, ed. by A. Tliakur. Darbhanga, 19Ï7; Vaisesika Sutras with the Commentary of Candrananda, ed. Jambuvijaya. Baroda, 1961; Vaisesikadarâanam, ed. A Thakur. Daibhanga, 1985.
В. Г. Лысенко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.