Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - феодосий печерский
Феодосий печерский
преподобный, игумен киево-печерский, первый учредитель иноческого общежития в русских монастырях. Род. в Василеве (ныне уездн. гор. Васильков, в 35 верстах от Киева) и происходил из родовитой семьи. Ни имя Ф. (мирское), ни год рождения неизвестны; последнее приблизительно относят к 1036 г. Юные годы Ф. протекли в Курске, куда, по повелению князя, переселились его родители: отец Ф. был одним из княжеских тиунов у курского посадника. Достигнув 7-ми летнего возраста, он стал учиться грамоте, а потом его определили в училище, где он пробыл до 13 лет. Познакомившись из книг и рассказов с жизнью великих подвижников монашества, Ф. принял твердое намерение подражать им. 14-ти лет Ф. лишился отца, и это так подействовало на него, что он решился приступить к исполнению своей заветной мечты — отречься от мира. Противодействие аскетическим наклонностям юноши шло со стороны матери: она очень любила своего сына, но не сочувствовала его стремлениям к подвижнической жизни и всеми мерами старалась отклонить его от этого. Ф. решился оставить дом матери и, увлеченный рассказами странников о св. местах Палестины, ушел с ними из дома. Попытка пройти со странниками в Иерусалим была неудачна: настигнутый матерью, он, избитый и связанный, был возвращен домой; чтобы он опять не бежал, мать одела ему на ноги оковы и сняла их только тогда, когда он дал слово не бегать из дома. Но эти притеснения только усиливали аскетические стремления юноши. Тайно от матери Ф. начал носить вериги, но она заметила это и сорвала с него цепи. Ф. бежал в Киев, где Антонием был принят и пострижен. Тогда же и дано было ему имя Феодосий; это случилось около 1056—57 гг. Высокие духовные подвиги преп. Ф. настолько выдвинули его из ряда других братий, что, по удалении игумена Варлаама, Антоний назначил игуменом Ф., несмотря на то, что ему было не более 26 лет. С самого же начала своего игуменства он принялся за устроение монастыря. Число братий с 20 чел. возросло до 100, и вследствие этого явилась необходимость введения строго определенного устава. По просьбе Ф. ему был прислан из Царьграда список устава Студийского монастыря, который и был положен в основание жизни в Печерской обители. Устав предписывал полное и строжайшее общинножитие; иноки должны были довольствоваться общей трапезой и иметь одинаковую одежду; все имущество у братии должно быть общее; время проводилось в непрестанных трудах. Ф. к себе был строже, чем к другим; помимо общего подвига, он подвергал себя крайне аскетическим испытаниям и упражнениям воли. Еще юношей он стал носить вериги. Бояре и князья были особенно расположены к преподобному. Влияние преп. Ф. на них было очень благотворно. Время монашества Феодосия совпало с тяжелым и смутным периодом в отношениях между князьями. Междоусобия были во всем разгаре. Феодосий пользовался уважением вел. кн. Изяслава, который любил благочестивую беседу с преподобным. Ф. не оставался пассивным зрителем отнятия Святославом киевского стола у его старшего брата Изяслава и изгнания последнего. Ф. выступает против насилия с целым рядом обличений; писал также обличительные "эпистолии" к Святославу. Заботясь о внутреннем устройстве своего монастыря, Ф. много сделал и для внешнего его благоустроения. Чрез 11 или 12 лет игуменства Ф., вследствие умножения братии и скудости прежних монастырских зданий, решился построить новый, обширнейший монастырь. Место для него было выбрано близ второй пещеры преп. Антония. На этом месте заложена была великая каменная церковь (1073). 3-го мая 1074 г. Ф. скончался. Преподобный Ф. погребен был в той пещере, в которой, под руководством Антония, начал свои подвиги. Открытие мощей преп. Ф. последовало в 1091 г.; память празднуется 3 мая и 14 августа. В 1089 г. церковь, заложенная преп. Ф., была освящена, и к ней переведен был монастырь; прежний пещерный монастырь сделался теперь усыпальницей для погребения умерших. Основанная преп. Антонием и устроенная преп. Ф. Киево-Печерская обитель сделалась образцом для всех других обителей. Преп. Феодосий оставил пять поучений к печерским инокам в полном виде (первое и второе — о терпении и любви, третье — о терпении и милостыне, четвертое — о смирении, пятое — о хождении к церкви и о молитве), одно к келарю, четыре так назыв. отрывка поучений к инокам и мирянам, два поучения к народу "о казнях Божиих" и "тропарных чашах", два послания к вел. князю Изяславу ["о вере крестьянской и о латыньской" и "заклании животных в воскресенье (неделю) и о посте в среду и пятницу"] и две молитвы (одна — "за вся христианы", другая — написанная по просьбе варяжского князя Шимона, так назыв. разрешительная молитва). Из поучений к инокам мы узнаем темные стороны тогдашней монастырской жизни, о которых не говорят ни Нестор, ни печерский Патерик, занимавшиеся исключительно прославлением знаменитой лавры. Ф. обличает иноков за леность к богослужению, несоблюдение правил воздержания, собирание имения в келии, недовольство общей одеждой и пищей, ропот на игумена за то, что он на монастырские средства содержал странных и бедных. Два поучения Ф. обращены ко всему народу: одно "о казнях Божиих" за грехи, замечательно изображением остатков языческих поверий в народе и господствующих пороков времени, грабежей, своекорыстия, мздоимства и пьянства; другое направлено против пьянства. Два послания к великому князю Изяславу отвечают на современные вопросы: вопрос о посте в среду и пяток решается согласно с Студийском уставом; в послании о вере варяжской или латинской исчисляются отступления от православия и обычаи латинян, запрещается всякое с ними общение в пище, питье и браках. В историческом отношении поучения препод. Ф. имеют большое значение для характеристики нравов того времени. Литературные произведения Ф. Печерского сделались известными не особенно давно; подлинность некоторых поучений его подлежит сильному сомнению; так напр., новейшие научные исследования считают два поучения — "о казнях божиих" и "о тропарных чашах" — не принадлежащими Ф.
Литература. Житие Ф. описано Нестором летописцем (перев. на совр. яз. пр. Филаретом в "Зап. Акд. Наук", 2 отд., кн. II, вып. 2, 1856). См. проф. Голубинский, "История русской церкви" (1901); пр. Макарий, "История русской Церкви" (1868); M. Погодин, "Св. Игумен Феодосий" ("Москвитянин", 1850, кн. 23); акад. С. Шевырев, "История русской словесности" (СПб., 1887, изд. II, ч. II); Н. И. Петров, "Источники поучения преп. Ф. Печерского о казнях божиих" (в "Трудах Киев. Дух. Акад." за 1887 г., т. II — "Археологические заметки"); Н. К. Н. (Никольский), "Памятники древнерусской учительной литературы" (1894, вып. 1); В. А. Чаговец, "Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения" (1901); еп. выборг. Антоний, "Из истории христианской проповеди" (1892); проф. Максимович, "Лекции по истории древнерусской словесности" (1839, кн. I); Ал. Востоков, "Описание русских и словенских рукописей Румянц. музеума", № CCCCVI; Яковлев, "Памятники древнерусск. письм. XII—XIII вв."; митр. Евгений, "Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российск. церкви" (СПб., 1827, изд. II, т. II); рукописные сборники Киево-Печерской лавры №№ 47 и 48.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907