Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - феодосий великий
Феодосий великий
препод., основатель общежития монахов. Род. около 424 г. в каппадокийском селении Магариссос или Гариссос, вблизи гор. Коман (Хризополя) от благочестивых родителей. Состоя с молодых лет певцом команской церкви, Ф. изучил псалтирь и прочие книги Св. Писания. Стремление к уединению и пустынной жизни было заметно в Ф. еще в юношестве. В 401 г. он направился в Иерусалим и на пути получил благословение св. Симеона Столпника. Поклонившись св. местам Иерусалима, Ф. решил поселиться в одном из пустынных монастырей. Вблизи Метопы (ныне Умм-Туба) Ф. нашел монастырь, бывший под управлением учеников св. Евфимия и бл. Феоктиста, Марина и Луки, и под их руководством стал изучать "канон пустыни". Вскоре он направился к востоку, в пустыню, и на вершине одного из горных кряжей нашел пещеру, в которой, по преданию, провели ночь евангельские волхвы на обратном своем пути из Вифлеема. Подобно Евфимию Великому и Савве Освященному, Ф. не сразу приступил к устройству м-ря в избранной им пещере; сперва он путем долговременного уединения и строгого подвижничества приготовлялся к руководству другими. Селившиеся вокруг пещеры подвижники в лице Ф. находили опытного уже руководителя; в затруднительных случаях он обращался к вифлеемскому киновиарху Маркиану. На первых порах своего существования киновия Ф. стояла в таком же отношении к лавре Саввы Освященного, как киновии бл. Феоктиста и св. Герасима, т. е. подготовляла иноков для жизни лаврской; но затем, получив от патриарха Саллюстия сан архимандрита, Ф. сделался совершенно самостоятельным киновиархом всей пустыни. Основатели новых палестинских монастырей обыкновенно брали за образец одну из раньше существовавших обителей. В житии Ф. нет указаний на такое подражание. Местность, избранная для монастыря Ф., резко отличается от местоположения большинства палестинских лавр: вместо каменных пустынь, мы видим здесь открытую горную возвышенность с плодородной почвой. Подвижники этой киновии должны были соединять созерцательную жизнь келиота с трудолюбием киновита. На них лежала забота не о личном только совершенствовании, как у лаврских келиотов, но и о духовном преуспеянии ближних. Жизнь киновитов не имела такого характера замкнутости и строгого уединения, как в лаврах. Устраивая свой монастырь, Ф., наряду с жилищами для монахов, возводил здания для бедных и нуждающихся, и эти последние были для него предметом такой же заботливости, как и братия. Слух о щедрой благотворительности киновии Ф. распространился по всей Палестине, и множество нуждающихся стекалось в нее отовсюду. Особенного развития достигала благотворительность киновии в голодные годы; правило монашеского устава о принятии всех приходящих в такое время соблюдалось здесь столь же строго, как и во всякое другое. Достигшая в монастыре Ф. окончательного развития киновиальная форма жизни привлекала гораздо более подвижников, чем лавра Саввы Освященного. Число киновитов доходило до 700, между тем как великая лавра в самое цветущее свое время (V и VI в.) насчитывала не более 150 подвижников.
Прежде существовавшие киновии постепенно теряли свое значение и уступали место киновии Ф. В состав ее братии входили подвижники самых разнообразных национальностей, вследствие чего необходимо было устроить внутри монастыря четыре церкви: для греков, для грузин, для армян и для братьев киновии, одержимых злыми демонами. По своему снисходительному отношению к слабостям человеческой природы, Ф.
, по словам Кирилла скифопольского, напоминал св. Иоанна Богослова. Скончался Ф. 11 января 529 года, на 105 году от рождения. Последние три дня пред смертью он поучал братию и созванных игуменов подчиненных ему киновии теми словами любви, кроткого снисхождения и увещания, какие они неоднократно слышали от него и раньше. В день его погребения громадная толпа монахов и мирян спешила коснуться его тела; многие отрезывали часть его одежд, чтобы иметь что-либо в знак памяти о почившем. Монастырь Ф. сохранял свое значение в течение весьма долгого времени. Спустя шесть столетий после смерти своего основателя, он представлялся игумену Даниилу как бы городом. Когда окончательно было сознано в Византии, при имп. Юстиниане, преимущество киновиальной формы жизни монашества пред келиотскою, деятельность Ф. стала образцом для всех, желавших устроить киновии. Отразилось влияние Ф. и на русском монашестве — в деятельности Феодосия Печерского. Нестор летописец, прилагая к Ф. слова Евангелия: "мнози будете последни первии", добавляет: "ибо и сей последний равен первым отцем явися, житием своим подражая святого первоначальника иноческому образу Антония, не токмо своего Печерского, но и оного великого Египетского; ближае же своего тезоименитого Ф., архимандрита иерусалимского". Киновия Ф. существовала до начала XVI века, когда была опустошена и разорена турками. В 1899 г. она восстановлена (см. "Церковные Ведомости", 1900, № 23, стр. 927 — 28). Житие Ф. Киновиарха помещено в "Acta Sanctorum" (январь, т. I), с комментарием, и в изданиях Узенера: "Vita Theodosii a Cyrillo Scythopolitano scripta" (Бонн, 1890) и "Der heilige Theodosios" (Лпц., 1890). Текст изданных Узенером житий проверен по пяти новым рукописям и снабжен многочисленными дополнениями и поправками у Крумбахера, в его "Studien zu den Legenden des hl. Theodosios" ("Sitzungsberichte der Akademie der Wissenschaften zu München", 1892, тетр. II); дополнения эти, впрочем, имеют более интереса для филолога, чем для историка. Приложен к этой статье заимствованный из патмосского кодекса акафист св. Ф. на греческом языке. Автор комментария к житию Ф. в "Acta Sanctorum" не знал, кому приписать составление самого жития; указав на предположение Барония, что житие Ф. написано Кириллом, он не соглашается с этим и составителем жития считает ученика Ф. Юлиана, впоследствии епископа бострийского. Впервые изданное Узенером житие палестинского киновиарха по рукописи XI-го века доказало, что помещенное в "Acta Sanctorum" житие Ф. принадлежит Феодору, еп. петрскому, и представляет похвальное слово почившему подвижнику в день его первого годичного поминовения (530 г.). Кириллу скифопольскому это слово было известно и, по всей вероятности, не удовлетворяло его своим риторизмом и растянутостью; он составил новое житие Ф., уступающее прежнему по размерам, но превосходящее его изобилием исторически-проверенных фактов и точными хронологическими датами. Оба жития переведены с греческого проф. Помяловским и составили 8-ой выпуск палестинского патерика (1895 г.). См. П. Сладкопевцев, "Древние палестинские обители и прославившие их св. подвижники" (вып. II, СПб., 1895); архим. Феодосий, "Палестинское монашество в IV — VI вв." (Киев, 1899).Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907
.