Энциклопедия Брокгауза и Ефрона - теория животной лестницы
Теория животной лестницы
была предложена в XVIII ст. Бонне (см.), исходя из положения, развитого Лейбницем и гласившего, что природа не делает скачков. Бонне пришел к заключению, что все существующее "от мельчайшего атома до высшего херувима" представляет собой последовательную лестницу. Бонне различал в природе четыре категории существ: 1) неорганизованные, 2) организованные и неодушевленные; 3) организованные и одушевленные и 4) организованные, одушевленные и разумные. Может быть, существуют миры, где все население состоит только из существ первого рода, и, может быть, есть и такие, где все население состоит из существ последнего рода. "Как великолепен Иерусалим небесный, где ангел является наименее интеллигентным существом!" — восклицает Бонне. Самая лестница строилась зачастую на основании образа жизни или чисто внешних признаков. Человек через орангутанга и обезьян соединялся с четвероногими, которые через белку-летягу, летучую мышь и страуса соединялись с птицами. Эти последние через водных птиц и летающих рыб с рыбами, каковые через ползающих рыб, угрей и водяных змей — со змеями. Голые слизни и улитки соединяли змей с раковинами, которые при помощи червей, живущих в трубках, и моли, личинки которой тоже делают трубки, соединялись с насекомыми. От этих последних через орехотворок, солитеров, полипов, медуз и мимозу, обладающую способностью реагировать на прикосновение, подобно животным, устанавливался переход к растениям. Лишаи, плесень, грибы, трюфели, кораллы с кораллоидами, литофиты, амиант, тальк, гипс, селенит, аспид — связывали растения с камнями, а эти последние при помощи ископаемых и кристаллических пород — с солями. Соли через купорос связывались с металлами, а те через полуметаллы с серой; сера через горную смолу с землей, а эта через "чистую землю" с водой, за которой следовали воздух, огонь и еще "более тонкие материи". Но уже тогда Паллас говорил, что отношение между живыми существами должно изображаться не рядами, расположенными в виде прямых линий, а в виде бесконечно разветвленного дерева, каковое изображено и принимается современной наукой.
В. Шимкевич.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон
1890—1907