Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - григорий монах псково-печерского монастыря

 

Григорий монах псково-печерского монастыря

Григорий (кон. XVI – нач. XVII в.) – монах Псково-Печерского монастыря, автор второй редакции Повести о Псково-Печерском монастыре, редакции Жития Всеволода-Гавриила 1602 г., предполагаемый автор Распространенной редакции Повести о Довмонте.

Г. продолжил труд игумена Корнилия по созданию письменной истории Псково-Печерского монастыря, создав вторую редакцию Повести о Псково-Печерском монастыре. История текста Повести не изучена, и трудно судить о том, каким был ее состав в редакции Г. Чаще всего она имеет заглавие: «Повесть списана о Печерском монастыре, иже во Псковской земли, и о Марце, первом старце Печерском, в ней же явлено вкратце и о чудесех от иконы пречистыя богородицы честнаго и славнаго ея Успения, и о избавлении града Пскова и обители Печерьския от пленения в нашествие безбожнаго короля литовъского Стефана» (ЦГАДА, ф. 181, № 639, л. 198 об.). В некоторых списках Повести сохранилось имя составителя: «Собрано же вся сия три повести от многих скудная... по благословению господина Тихона, архиепископа Казаньскаго, понужением же Печерьскаго монастыря еклисиарха аввы Исайя, с сими свидетельством тоя же обители игумена Никона, труды же и снисканием их леностиваго послушника, именем букв численых слогу: третьему сотое с осмым, паки же и с третьим седмъдесятое, сотое же паки со десятым и девятьсотное по древнему» (там же, л. 214; см. также ГПБ, собр. Титова, № 917; ГБЛ, ф. 236, № 61). В 1583 г. Тихон был поставлен архиепископом Казанским, его преемником в монастыре стал Никон, время его игуменства точно не установлено, но в 1587 г. игумен был уже Мелетий. Таким образом, запись позволяет довольно точно определить время собирания трех повестей – 1583–1587 гг. Цифровая тайнопись указывает на имя собирателя – Г. Первая часть – о начале монастыря и о Марке, первом старце Печерском – основывается на тексте Корнилия. Г. написал новое предисловие, главная мысль которого – Печерский Марк «тезоименит» древним трем Маркам (апостолу, иноку, прославленному Феодором Студитом, и Киево-Печерскому). Корнилий сомневался в достоверности рассказов о Марке Печерском и историю обители начинал с Ионы. Г. излагает монастырские предания о первом старце, главные из них – о перенесении мощей Марка и о наказании болезнью Корнилия, сомневающегося в существовании Марка. Легендами распространена и история открытия пещер, она дополнена описанием их внешнего вида, в доказательство особого свойства пещер («смраду же не бе слышати отнюдь ни от каковых людей умерших»). Г. передает легенду времен Корнилия об утонувшем старце. Более подробно Г. рассказывает о деятельности игумена Герасима и особенно Корнилия, характеризуя его деятельность по благоустройству монастыря, перечисляя все церкви, построенные К., сообщая точную дату его смерти. Об осаде Пскова (вторая повесть) автор рассказывает со слов игумена Тихона, келаря Арсения и демественника Ферапонта, но пользуется также и письменным изложением видения Дорофею, принадлежащим «певцу Митрофану». Описание осады монастыря (третья повесть) сделано на основе собственных наблюдений – Г. был очевидцем и участником обороны монастыря, о чем свидетельствуют не только особенности рассказа, но и признание автора: «И аз окаянный милостию и хранением ея четверицею пленения и смерти от сопостат избавлен, кроме внешних нападений» (там же, л. 213 об.). Помимо собственных наблюдений, Г. воспользовался рассказами очевидцев, защитников монастыря и пленных врагов, полностью процитировал грамоту Я. Замойского и ответ на нее инока Патермуфия. Глава об осаде монастыря дает подробное описание событий и наиболее интересна в литературном отношении. В отдельных списках Повести среди статей более позднего времени читается следующее сообщение: «...93 сентября в 5-й день в субботу в 1-й час нощи видеша старец Савастиан толмачь, да Василей Аксентиев, да дьяк Григорей иконник ... в церкви цречистыя богородицы Успения во олтари свещу горящу...» (ЦГАДА, ф. 181, № 399, л. 64 об.; то же: ГБЛ, ф. 200, № 69). Н. И. Серебрянский считал, что «леностивый послушник» Г., автор Повести, и дьяк Г.-иконник – одно и то же лицо. Других сведений о Г. нет.

В 1602 г. этим же Г. была составлена, по-видимому, и новая редакция Жития псковского князя Всеволода-Гавриила. В предисловии автор говорит, что принялся за написание «понужением и благословением... владыки кир Генадия, правяща престол епискупский пресвятыя и животворящий Троица богоспасаемых градов Пскова и Изборска» (ГПБ, Q.I.70, л. 69). Некоторые списки сохранили указание на время составления Жития и имя автора: «...в лето 7110, апреля... ленивым и неключимым рабом графися Печерянином, имея слог имены буквены: с третием сотое и осмое и пакы с третием седмдесятое, сотое же пакы с седмдесятым, кончает же за грубость четыре десятым» (ЦГАДА, ф. 181, № 145/212, л. 75 об.–76). В основу своего труда Г. положил текст жития Всеволода-Гавриила в редакции Василия-Варлаама, однако существенным образом его изменил, в основном дополнил по летописным источникам. Неоднократно Г. указывает на источники, которыми он пользовался: «о добродетельном его (Всеволода. – В. О.) житии, еже от младых ногтей и до кончины, мало поизобретох от истории навгородския» (ГПБ, Q.I.70, л. 69), «от летописменых цветов» (л. 68 об), «пишют же и навгородстии хранографи» (л. 94). Какими именно из новгородских летописей пользовался Г., пока еще не установлено, так как изучение текста с этой точки зрения не проводилось. По мнению Н. И. Серебрянского, ничего нового Г. из летописей не позаимствовал, он был озабочен лишь литературным распространением Жития, написанного Василием-Варлаамом. Но такие выводы были вделаны без подробного текстуального сопоставления двух памятников, без определения источников, которыми пользовался Г. Даже при поверхностном сравнении можно заметить, что Г. существенно дополнил текст Василия-Варлаама, однако дополнения касаются в основном событий, которые непосредственно не связаны с жизнью Всеволода. Так жизнеописание Всеволода начинается с повествования о временах Владимира Мономаха, деда псковского князя. Г. довольно подробно описывает ситуацию после смерти Всеволода Ярославича, рассказывает о княжении Мстислава в Новгороде, о закладке им города, «больше первого», основании Ладоги. Далее Г. обращается к истории перенесения царских регалий в Киев и т. д. Множеством подробностей наполняются и другие эпизоды. Манера повествования Г. более конкретна, не столь отвлеченна и абстрактна, как у Василия-Варлаама. Г. идет за летописным источником не только в изложении фактов, но и в стиле, и в объяснении событий. Подробное сопоставление двух редакций Жития еще предстоит сделать, не решены и многие другие вопросы в истории текста этого произведения.

Н. И. Серебрянский приписывал Г. и составление Распространенной редакции Повести о Довмонте на том основании, что по приемам переделки своих источников Житие Всеволода-Гавриила и Распространенная редакция Повести о Довмонте имеют много сходства. Сравнение приемов работы с источниками показало, что у авторов этих двух произведений разные представления о литературном каноне, разные требования к стилю, разное отношение к используемому материалу. Все это не позволяет считать Г. автором распространенной редакции Повести о Довмонте. Сходство в рассказе о видении Дорофею в Распространенной редакции Повести о Довмонте и Повести о Псково-Печерском монастыре для Н. И. Серебрянского было еще одним доказательством того, что Г. – автор обоих произведений, однако в данном случае сходство могло возникнуть в результате обращения разных авторов к одному источнику – произведению «певца Митрофана».

Научного издания Повести о Псково-Печерском монастыре нет, существующие издания (Повесть о начале и основании Печерского монастыря, взято из древних летописцев, обретающихся в книгохранительнице оного монастыря. М. Синодальная тип., 1801, 1807, 1831; то же. Псков, 1849) представляют собой переложение древнего текста с исправлениями и перестановками. Житие князя Всеволода-Гавриила в редакции Г. не издавалось.

Лит.: Евгений [Болховитинов]. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви. СПб., 1827, т. 2, с. 200; Ключевский. Древнерусские жития, с. 315; Строев. Словарь, с. 378–380; Филарет. Обзор, с. 214, 225; Серебрянский Н. И. 1) Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908, с. 46–63; 2) Княжеские жития, с. 260–261, 280; Охотникова В. И. 1) Распространенная редакция Повести о псковском князе Довмонте: (К вопросу об источниках и авторе Распространенной редакции) // ТОДРЛ. Л., 1979, т. 33, с. 261–278; 2) Повесть о Довмонте: Исследование и тексты. М., 1985, с. 135–137.

В. И. Охотникова

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое григорий монах псково-печерского монастыря
Значение слова григорий монах псково-печерского монастыря
Что означает григорий монах псково-печерского монастыря
Толкование слова григорий монах псково-печерского монастыря
Определение термина григорий монах псково-печерского монастыря
grigoriy monah pskovopecherskogo monastyrya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):