Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - григорий монах суздальского спасо-евфимиева монастыря

 

Григорий монах суздальского спасо-евфимиева монастыря

Григорий (XVI в.) – монах суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, агиограф. Все данные о жизни и творчестве этого писателя известны только по упоминаниям о нем в его собственных произведениях. В рукописной традиции хорошо сохранился единообразный тип записи об авторстве в заглавиях к произведениям Г. – «творение Григория инока смиренного», иногда добавляется, что он трудился в «обители св. Евфимия». До В. О. Ключевского писательская деятельность Г. датировалась по-разному– от XV до XVII в. В. О. Ключевский наиболее точно определил временные рамки творчества этого писателя, отнеся их ко второй четверти XVI в.

Впервые сведения о суздальском агиографе Г. были собраны в 1754 г. ключарем суздальского собора Ананием Федоровым в его труде «Историческое собрание...». Список сочинений Г. в течение XIX в. был уточнен на основании обращения к древнерусским рукописям. Наиболее полно с упоминанием имени автора произведения Г. представлены в рук. ГБЛ, собр. Прянишникова № 60 (XVI в.) и собр. Тр.-Серг. лавры, № 863 (нач. XVII в.). Все агиографическое наследие Г. посвящено местным суздальским святым. Им написаны жития основателя суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Евфимия, Евфросинии Суздальской, суздальского епископа Иоанна, основателя Успенского монастыря на реке Яхроме Козмы Яхромского (археографический обзор списков этих сочинений см. в работе В. А. Колобанова, 1978 г.). Он же является автором служб, посвященных этим святым, а также службы еще одному суздальскому епископу – Феодору. Кроме того, ему принадлежит «Слово на память всех святых русских, новых чудотворцев» и служба им. Существует предположение, что создание Слова связано с деятельностью собора 1547 г., на что указывает упоминание в заглавии «о новых чудотворцах», а также перечень имен святых в самом произведении, где главным образом речь идет о святых, канонизированных названным собором (Ключевский. Древнерусские жития, с. 285; Макарий. История русской церкви, т. 8, кн. 3, с. 58). В предисловии к Слову имеется авторское замечание, которое содержит намек на то, что оно написано после Жития Евфимия. Кроме того, в этом же похвальном слове Г. отмечает как современник работу владимирских иноков Рождественского монастыря над Повестью о житии Александра Невского. Известно, что монахом Рождественского монастыря Михаилом в связи с канонизацией Александра Невского на соборе 1547 г. была написана новая редакция его жития, включенная затем в Великие Минеи Четии. Очевидно, и творчество Г. было обусловлено общим оживлением агиографической работы, которую возглавлял митрополит Макарий. Тем не менее следов связи с кругом агиографов митрополита Макария и заинтересованности самого митрополита в работе суздальского автора не обнаруживается, он оставался только местным агиографом. Из числа суздальских святых, жизнеописания которых были составлены Г., собор 1549 г. признал местночтимым святым одного Евфимия. Канонизация Евфросинии добился суздальский епископ Варлаам позднее, при митрополите Афанасии, при этом текст жития святой, написанного Г., как сообщает сам Варлаам, был обнаружен им случайно в 70-х гг. XVI в. Следует обратить внимание на то, что эти святые местно почитались давно и имена их упомянуты среди других русских святых в рук. ГИМ, Синод. собр., № 336, относящейся к нач. XVI в. (Голубинский. История канонизации, с. 84–85). Недостаточное внимание к произведениям Г. со стороны митрополита объясняется, видимо, какими-то церковно-политическими соображениями, а отнюдь не особенностями творческой манеры автора.

В житиях, написанных Г., наблюдаются характерные черты агиографических сочинений середины XVI в. – применение пышного украшенного стиля в подражание агиографическим образцам предшествующего периода, нередко с прямым заимствованием текстов из них. В. О. Ключевский отметил, что жития, созданные Г., «более похожи на витиеватые похвальные слова, в которых сквозь риторику, занятую у Григория Цамблака, Епифания и других образцов, проглядывает лишь скудное и смутное предание» (Древнерусские жития, с. 286). На заимствованиях из предисловия Пахомия Серба к Житию Сергия Радонежского построено предисловие к Житию Евфимия, в предисловии к Житию епископа Иоанна использован текст предисловия Епифания Премудрого к Житию того же Сергия Радонежского (Ключевский. Древнерусские жития, с. 286). «Слово на память русских чудотворцев» построено на заимствованиях из произведений Григория Цамблака (Сивкова А. И. Русско-болгарские литературные связи: Литературная история слов Григория Цамблака. Автореф. канд. дис. Л., 1983, с. 17).

В древнерусском рукописном наследии не только сохранились сами произведения Г., но и не было утрачено упоминание имени автора. В настоящее время списки произведений суздальского агиографа собраны и классифицированы В. А. Колобановым. Житие Евфимия известно в двух редакциях – краткой и пространной. В. О. Ключевский полагал, что краткая редакция представляет собой сокращение полной. В. А. Колобанов считает, что Г. сначала создал краткий вариант, а позднее, после соборов 1547–1549 гг., написал пространную редакцию. Во всяком случае Житие Евфимия было написано до 1543 г. – краткая редакция Жития включена в рукопись митрополита Даниила, имеющую вкладную запись 1543 г. (ГБЛ, Волок. собр., № 490). Отметим, что и пространная редакция имеется в списке XVI в. (ГБЛ, собр. Прянишникова, № 60). Житие Евфросинии дошло в большом числе списков, ранние из которых относятся к XVI в. Житие епископа Иоанна В. А. Колобанову известно по четырем спискам, которые, по мнению исследователя, представляют собой две редакции: первоначальную, наиболее точно сохранившуюся в списке собр. Прянишникова, № 60, и более позднюю в единственном списке XVII в., в которой отсутствуют два фрагмента текста. Житие Козмы Яхромского известно по пяти спискам, один из них относится к XVI в. Из житий Г. издавалось неоднократно только Житие Евфросинии.

Изд.: Житие и жизнь благоверныя великия княжны Евфросинии Суздальской. Списано иноком Григорием / Изд. ОЛДП. СПб., 1888 (ПДП. № 91); Житие преподобной Евфросинии Суздальской по списку XVII в. // Тр. Владим. учен. арх. ком. Владимир, 1899, кн. 1; Георгиевский В. Суздальский Ризположенский женский монастырь: Историко-археологическое описание. Владимир, 1900, Приложение; Колобанов В. А. Владимиро-суздальская литература XIV–XVI вв.: Учебное пособие. М., 1978, вып. 3.

Лит.: Евгений [Болховитинов]. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви. СПб., 1827, т. 1, с. 104; Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале // ВОИДР. М., 1855, т. 22, отд. 2, с. 129–131; Ключевский. Древнерусские жития, с. 283–286; Макарий. История русской церкви. СПб., 1877, т. 8, кн. 3. с. 58; Строев. Словарь, с. 70–72; Филарет. Обзор, с. 130; Голубинский. История канонизации, с. 84–85, 104, 108, 143–144, 151; Колобанов В. А. 1) К вопросу об изучении Владимиро-суздальской литературы XIV–XVI вв. // Учен. зап. Владим. пед. ин-та, 1967. Сер. лит., вып. 2, с. 59–72; 2) Владимиро-суздальские литературные памятники XIV–XVI вв. М., 1982, с. 48–167.

Р. П. Дмитриева

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое григорий монах суздальского спасо-евфимиева монастыря
Значение слова григорий монах суздальского спасо-евфимиева монастыря
Что означает григорий монах суздальского спасо-евфимиева монастыря
Толкование слова григорий монах суздальского спасо-евфимиева монастыря
Определение термина григорий монах суздальского спасо-евфимиева монастыря
grigoriy monah suzdalskogo spasoevfimieva monastyrya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):