Словарь книжников и книжности Древней Руси - христофор старец кирилло-белозерского монастыря
Христофор старец кирилло-белозерского монастыря
В белозерский период жизни X. переписал ряд певческих и четьих книг. Некоторые из них сопровождаются краткими литературными предисловиями и послесловиями (ГИМ, собр. Щукина, № 767, л. 419 – сборник крюковой 1602 г.; ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 392/649, л. 320 – минея на июнь 1610 г.; ГИМ, собр. Щукина, № 489, л. 831 об. – Евангелие толковое 1611/1612 г.). Предисловием открывается и певческий сборник 1604 г., содержащий музыкальную азбуку, составителем которой принято считать инока X. (ГПБ, Кир.-Белоз. собр., № 665/922; сборник переписан двумя писцами, один из которых – X.). Азбука X, относящаяся к беспометному периоду русской невменной нотации, выделяется обилием сведений и некоторыми новыми способами изложения материала. Помимо перечисления и толкования знамен, кокизника и фитника столповой нотации, в ней помещено одно из наиболее ранних пособий по изучению путной нотации. Шагом вперед был метод объяснения роспевов знамен при помощи мелодических примеров. Капитальный труд X. обобщил достижения музыкально-теоретической мысли XVI в. и открыл некоторые новые пути ее развития. Путное руководство в азбуке инока X. рассматривается в не изданной еще диссертации М. В. Богомоловой «Путевой роспев и его место в древнерусском певческом искусстве» (М., 1983. С. 77–156).
Изд.: Христофор. Ключ знаменный. 1604 / Публ., пер. М. Бражникова и Г. Никишова; Предисл., коммент. и исслед. Г. Никишова. М., 1983.
Лит.: Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972. С. 119–127, 369–375; Костюхина Л. М. Книжное письмо в России XVII в. М., 1974. С. 52–55.
С. Г. Зверева
Словарь книжников и книжности Древней Руси