Словарь книжников и книжности Древней Руси - пророчества еллинских мудрецов
Пророчества еллинских мудрецов
Пророчества еллинских мудрецов – статья, встречающаяся в хронографах и сборниках XVI–XVIII вв. и представляющая собой собрание предсказаний античных философов и писателей – Аристотеля, Платона, Гомера, Менандра, Еврипида и др., а также Сивилл и некоторых библейских персонажей (например, Иисуса Сирахова, волхва Валаама) о грядущем воплощении Иисуса Христа, рождении его от девы Марии. Источниками статьи являлись, очевидно, неизвестный переводной памятник, содержавший псевдоизречения «еллинских мудрецов» (статьи с приписываемыми им изречениями известны в греческих рукописях), а также Сказание Афродитиана, Сказание о Ермии, Палея историческая, Сказание о Сивиллах. Форма статьи – собрание пророчеств различных лиц – делала состав ее подвижным и легко изменяемым. Несмотря на это представляется возможным разделение сохранившихся списков на две редакции: хронографическую, находящуюся в составе Хронографа Русского редакций 1512 и 1617 гг., и редакцию сборников, раньше всего читающуюся в сборнике ГПБ, Соф. собр., № 1468, написанном рукою Гурия Тушина в 1523–1526 гг. Отличительными признаками хронографической редакции являются отсутствие в ней предсказаний Сивилл и обоснование устами «еллинских мудрецов» не только учения о воплощении Христа, но и догмата Троицы. Характерные черты второй редакции – включение в текст проречений Сивилл и акцент на теме воплощения Христа. В появлении и распространении в русской литературе П. проявилось стремление русской церкви использовать античное наследие в своих интересах – подкрепить одно из основных положений христианской религии авторитетом деятелей античности. И хотя при этом учение и взгляды античных философов и писателей извращались, тем не менее обращение к их именам свидетельствовало о наличии в русском обществе XVI–XVII вв. интереса к античной культуре и ее обаянии даже в глазах идеологов русской феодальной церкви. В сер. XVI–XVII вв. изображения «еллинских мудрецов» и Сивилл появляются в росписях некоторых церквей (раньше всего – в 1564 г. – в галерее Благовещенского собора в Кремле). «Еллинские мудрецы» изображены с развернутыми свитками в руках, в которых помещены приписываемые «мудрецам» предсказания о воплощении Христа. Внесение в росписи церквей изображений античных философов и писателей было обусловлено теми же мотивами, что и появление статьи П. Изображения «еллинских мудрецов» известны и в стенописи Балканских стран.
Изд.: Кириллова книга. М., 1644. Л. 115 об.–117 об.; Франко. Апокрифы. 1899. Т. 2. С. 33–35; ПСРЛ. СПб., 1911. Т. 22, ч. 1. С. 164–165; Казакова Н. А. «Пророчества еллинских мудрецов» и их изображения в русской живописи XVI–XVII вв. // ТОДРЛ. М.; Л., 1961. Т. 17. С. 367–368.
Лит.: Щеголев П. Е. Очерки истории отреченной литературы: Сказание Афродитиана. СПб., 1899–1900. С. 89–93; Дуйчев И. Древноезически мислители и писатели в старата българска живопис. София, 1978; Сергеев В. Н. О надписях к изображениям «еллинских мудрецов» // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 38. С. 326–330.
Н. А. Казакова
Словарь книжников и книжности Древней Руси
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое пророчества еллинских мудрецов
Значение слова пророчества еллинских мудрецов
Что означает пророчества еллинских мудрецов
Толкование слова пророчества еллинских мудрецов
Определение термина пророчества еллинских мудрецов
prorochestva ellinskih mudrecov это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):