Словарь книжников и книжности Древней Руси - протасий игумен чухломского покровского монастыря
Протасий игумен чухломского покровского монастыря
Протасий (сер. – 2-я пол. XVI в.) – игумен Чухломского Покровского монастыря, составитель Жития Авраамия Галицкого (Чухломского). Весьма скудные и в значительной степени предположительные сведения о Протасий реконструированы В. О. Ключевским. Ключевский предполагает, что в 40-х гг. XVI в. П. был игуменом Павлова Обнорского монастыря и при нем в 1546 г.
были открыты мощи Павла Обнорского. До игуменства в Павловом Обнорском монастыре П. составил записи о Сергии Нуромском (не сохранившиеся), на основе которых инок Иона в 1584 г. написал Житие Сергия Нуромского. Из Павлова монастыря П. перешел в Успенский монастырь около Галича, а потом в Покровский монастырь около Чухломы. Оба этих монастыря – два из четырех монастырей, основанных Авраамием в Галичской земле в сер.
– 2-й пол. XIV в. (Авраамий умер в 1375 г.). Из грамоты Покровского Чухломского монастыря 1551 г. видно, что игуменом монастыря в это время был П. (АИ. Т. 1. С. 185). В близкое к этому году время П., по-видимому, и составил Житие Авраамия Галицкого, которое носит заглавие: «Месяца июля в 20 день, житие и жизнь и преставление преподобнаго и богоноснаго отца нашего Авраамия, игумена городецкаго чюдотворца, в Чухломском уезде, на Городке, и о явлении ему чюдотворныя иконы пречистыя богородицы, и о составлении обители, в нем же имать и от божественных чюдес его».
П. пишет, что в основу составленного им Жития он положил имевшиеся в монастыре старые записи: «И вопросившу ми иноков тоя святыя обители благоговейных и многолетных, есть ли каково списание о житии и о пришествии на место сие преподобного Авраамия. Иноцы же тоя святыя обители принесоша ми мало нечто написано о житии преподобного Авраамия ветхо и издранно, аз же едва прочтох и известно изверихся о житии преподобного.
Не токмо же от писания сего, но и сам своима очима видех от святаго его гроба многая чюдеса». С. П. Розанов обнаружил в одном из списков Жития Авраамия Смоленского такие сведения об Авраамий, которые, как он считает, относятся не к Авраамию Смоленскому, а к Авраамию Галицкому (Чухломскому). По мнению Розанова, обнаруженный им текст – отрывки из первоначального вида Жития Авраамия Галицкого, который лег в основу сочинения П.
Розанов предполагает, что П. был также автором Жития Павла Обнорского. Текст Жития Авраамия не издан, оно не исследовано.
Лит.: Ключевский. Древнерусские жития. С. 276; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 6–7; Строев. Словарь. С. 318–319; Розанов С. П. Отрывки из неизвестной древнейшей редакции Жития Авраамия Галичско-Городецко-Чухломского // РФВ.
1912. № 3 (отд. отт. 11 с.); Будовниц. Монастыри на Руси. С. 149–152.Л. А. Дмитриев
Словарь книжников и книжности Древней Руси
.