Музыкальная энциклопедия - бриттен б. э.
Связанные словари
Бриттен б. э.
(Britten) Бенджамин Эдвард (р. 22 XI 1913, Лоустофт, графство Суффолк) англ. композитор, пианист и дирижёр. Муз. одарённость проявилась в раннем детстве, Б. начал сочинять с 8 лет. Композиции учился у Ф. Бриджа, оказавшего влияние на формирование его творчества, с 1929 в Королев. муз. колледже в Лондоне у Дж. Айрленда (композиция) и А. Бенджамина (фп.). В эти годы написал произв., обратившие на себя внимание англ. муз. общественности, Квартет-фантазию, вариации "Родился мальчик" на тексты старинных рождеств. песнопений, Простую симфонию, в к-рой использовал материал своих детских сочинений (1934). Уже в этих юношеских произведениях проявились черты, характерные для музыки Б. более позднего периода: самобытный мелодический дар, фантазия, юмор, оригинальная трактовка классич. форм. В ранние годы важное место в творчестве Б. занимают разнообразные по форме и содержанию сольные вок. и хор. сочинения, в т. ч. песенно-симфонич. цикл "Наши предки-охотники" острая сатира на англ. дворянство (1936), в нек-рых из них под воздействием И. Ф. Стравинского проявились неоклассич. тенденции "На этом острове" (1937) и поэма "Рыбки в тихих озёрах" ("Fish in the unruffled lakes" для голоса и фп., 1937). Последующие вок. сочинения (циклы "Озарения" ("Les illuminations") для голоса и струн. оркестра на слова А. Рембо, 1939; "Семь сонетов Микеланджело" ("Seven sonnets of Michelangelo") для голоса и фп., 1940, обработки англ., шотл. и франц. народных песен) явились подготовительным этапом к работе над первыми оперными произв. В дальнейшем Б. творчески претворил самые разнообразные влияния от позднего Дж. Верди и Г. Малера до Б. Бартока, А. Берга и Д. Д. Шостаковича. Углублённое изучение творч. наследия Г. Пёрселла и др. англ. композиторов 16-17 вв. способствовало становлению индивидуального стиля Б., связанного с нац. англ. традицией. Музыка Б. отмечена напряжённой экспрессивностью, смелым использованием динамич. контрастов, острых гармоний и непривычных полифонич. сочетаний (однако почти всегда в пределах определённой тональной системы). В оперные и инстр. сочинения Б. иногда вводит темы нар. песен, драматизируя музыку жанровыми образами, бытовыми сценами. Таковы оперы "Питер Граймс", "Альберт Херринг", "Маленький трубочист", или "Давайте ставить оперу" ("The little sweep" or "Let's make an opera"), "Весенняя симфония" ("Spring symphony") для солистов, смеш. хора, хора мальчиков и оркестра (на стихи англ. поэтов и нар. песни), фп. концерт, построенный на разработке простых, жанрово определённых тем, и мн. др. К числу лучших сочинений Б., получивших широкое признание в Англии и др. странах, принадлежат оперы "Питер Граймс" (1945, т-р "Сэдлерс-Уэллс", Лондон; 1964, Т-р оперы и балета, Рига; 1965, Ленингр. т-р оперы и балета), рисующая трагич. судьбу одинокого рыбака, "Сон в летнюю ночь" (1960, Олдборо; 1965, Большой т-р, Москва), а также остроумная комич. опера "Альберт Херринг". В них Б. предстаёт как тонкий муз. драматург-новатор. Гуманистич. устремления, проявившиеся уже в ранние годы его деятельности ("Баллада о героях" ("Ballad of heroes", 1939, для тенора, смеш. хора и оркестра), посв. памяти англ. батальона Интербригад, сражавшегося в Испании против фашистов) и характерные для всего творчества Б., нашли художеств. воплощение в "Военном реквиеме" ("War Requiem", 1962) трагич. и мужественном сочинении, посв. острым совр. проблемам, осуждающем милитаризм и зовущем к миру. Б. выступает в качестве дирижёра, а также пианиста-аккомпаниатора с певцом П. Пирсом. Гастролировал в СССР в 1963 и 1964 (во главе руководимой им малой оперной труппы т-ра "Ковент-Гарден") и в 1971 (с Пирсом). Творч. связи с сов. музыкантами вызвали к жизни ряд произв. Б., в т. ч. сонату для виолончели и фп., симфонию для виолончели и оркестра (обе посв. М. Л. Ростроповичу), цикл песен на стихи Пушкина (посв. Г. П. Вишневской). Б. принадлежат также обработки произв. старинных англ. композиторов, в т. ч. Г. Пёрселла.Сочинения: оперы Питер Граймс (1945, Лондон), Поругание Лукреции (The rape of Lucretia, 1946, Глайндборн), Альберт Херринг (1947, Глайндборн), Опера нищих (The beggar's opera; новый вариант, 1948), детск. опера Давайте ставить оперу (Let's make an opera; II часть Маленький трубочист The little sweep, 1949, Олдборо), Билли Бадд (1951, Лондон), Глориана (1953, Лондон), Поворот винта (The turn of the screw, Венеция, 1954), Ноев ковчег (Noah's flood, 1958), Сон в летнюю ночь (A midsummer night's dream, 1960), Река Кёрлю (Curlew river, камерн. опера, 1964), Блудный сын (The Prodigal son, 1968, Олдборо); оперетта Пол Баньян (1941, Нью-Йорк); балет Принц Пагод (1957, Лондон); для голоса с орк.: кантаты Св. Николай (для тенора, хора и орк., 1948), Кармен Базилиенс (1951), Академическая (1960), Кантата милосердия (Cantata Misericordium для солиста, хора и орк., 1963), Военный реквием (War Requiem, 1961), Наши предки-охотники (Our hunting fathers цикл на сл. У. Одена, 1936), Баллада о героях (Ballad of heroes, 1939, для тенора, хора и орк.), Озарения (Les Illuminations, 1939, для голоса и струн. орк.), кантата Радость в агнце (Rejoice in the lamb, 1943, для хора и органа), Серенада для тенора, рожка и струн. орк. (1943), Весенняя симфония (Spring symphony, 1949, для певцов-солистов, хора и орк.), ноктюрн для тенора и камерн. орк. (1958); хоры Родился мальчик (A boy was born, 1933), вариации для смеш. хора a cappella (1933), хорал Те Deum для хора и органа (1934), гимн св. Цецилии (Hymn to St. Cecilia, 1942, для хора a cappella), Церемония рождественских гимнов для дискантов и арфы (A ceremony of carols, 1942), Крестовый поход детей (Children' Crusade, 1969, муз. поэма для хора, 2 фп., органа и ударных); для орк. Симфония-реквием (Sinfonia da requiem, 1940), Простая симфония (Simple symphony, 1925, 2-я ред. 1934, для струн. орк.), симфониетта для камерн. орк. (1932), сюиты из муз. Россини: Музыкальные вечера (Soirйes musicales, 1936) и Музыкальные утра (Matinйes musicales, 1941), из каталон. танцев Мон Жюик (Mont Juic, 1937; с Л. Бёркли), Морские интерлюдии (4 sea interludes, 1944, сюита из оперы Питер Граймс), Вариации на тему Фрэнка Бриджа (Variations on a theme by Frank Bridge, 1937, для струнных), Путеводитель по оркестру для молодёжи (The young person's guide to the orchestra, вариации и фуга на тему Пёрселла, 1945), Канадский карнавал (Canadian carnival, 1940), Увертюра по случаю (An occasional overture, C-dur, 1946); концерты с орк. для фп. (1938, 2-я ред. 1945), для скр. (1939, 2-я ред. 1950), для влч. (1964); для фп. с орк. Отклонения на тему (Diversions on a theme, для левой руки, посв. П. Витгенштейну, 1940, 2-я ред. 1950), Шотландская баллада для 2 фп. с орк. (Scottish ballad, 1941), Симфония для влч. (1969); камерные соч. квартет-фантазия (Fantasy quartet, для гобоя и струн. трио, 1932); струн. квартеты (D-dur, 1941, и C-dur, 1945), прелюдия и фуга для 18 струнных (1943), Сюита для скр. и фп. (1935), 6 метаморфоз по Овидию для гобоя (1951), соната для влч. (1961), Gemeni-Variations для 2 фп., флейты и скр.; Слёзы (Lacrymae), Размышления по поводу песни Джона Дауленда; для фп. сюита Каникулярный дневник (Holiday diary, 1934), интродукция и рондо alla burlesca и Mazurka elegiaca для двух фп. (1941); для органа прелюдия и фуга на тему Виктории (1947); песни На этом острове (On this island, 5 песен на сл. У. Одена, 1937), 7 сонетов Микеланджело для голоса и фп. (1940), Духовные сонеты Джона Дона (The Holy sonnets of John Donne, 1945), Песнь памяти Дика Шеппарда (Canticle in memory of Dick Sheppard, 1947), Гимн II "Авраам и Исаак" для голоса и фп. (1952), Гимн III для голоса и фп. (1955), Три тетради обр. нар. песен (1942-46), вок. цикл на сл. А. С. Пушкина (1965); музыка для театра, кино и радио; обр. оперы Г. Пёрселла "Дидона и Эней" (пост. 1951, Лондон); обр. англ. нар. песен.Нотография: Benjamin Britten. A complete catalogue of his works, L., 1963.Литературные сочинения: Britten В., Holst J., The story of music, L., 1958 (для детей и юношества); амер. изд. The wonderful world of music, N. Y., 1958.Статьи в периодических изд. : "Musik der Zeit", Eine Schriftenreihe zur zeitgenцssischen Musik, hrsg. von H. Lindlar, H. 7. Benjamin Britten, Bonn, 1954 (указатель соч. Бриттена и библ.); то же изд., Н. 11, Bonn, 1955.Литература: Шнеерсон Г., Бенджамин Бриттен и его опера ("Питер Граймс"), "СМ", 1960, No 10; Бриттен рассказывает, "СМ", 1963, No 6; Шефер М., Композитор рассказывает, там же, 1963, No 12, с. 118-23; Житомирский Д., Три оперы Бриттена, "МЖ", 1964, No 23; Tаурагис A., Бенджамин Бриттен, М. Л., 1965; White Е. W., В. Britten. A sketch of his life and works, L., 1948 (new ed., rev. and enlarged, L., 1954; на нем. яз. Z., 1948); Кеller H., Britten and Mozart, "MZ", 1948, XXIX, No 1, p. 17-30; Mitchell D. and Keller H. (eds), Benjamin Britten. A commentary on his works from a group of specialists, L., 1952-56; N. Y., 1953; Tribute to Benjamin Britten on his fiftieth birthday, L., 1963; Holst J., Britten, N. Y., 1966; Young P., Britten, L., 1966; Howard P., The operas of Benjamin Britten, L., 1969; White E. W., Benjamin Britten. His life and operas, L., 1970.Г. М. Шнеерсон.
Рейтинг статьи:
Комментарии:
Вопрос-ответ:
Что такое бриттен б. э.
Значение слова бриттен б. э.
Что означает бриттен б. э.
Толкование слова бриттен б. э.
Определение термина бриттен б. э.
britten b. e. это
Похожие слова
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):