Музыкальная энциклопедия - черепнин а. н.
Связанные словари
Черепнин а. н.
Творчество Ч. связано с традициями рус. муз. культуры; об этом свидетельствует, в частности, тематика его произв. (балеты "Трепак", "Стенька Разин", "Шота Руставели"; "Русские танцы" для оркестра и др.). На формирование художеств. мировоззрения Ч. большое влияние оказало творчество С. С. Прокофьева. Для композитора характерен интерес к фольклору русскому, грузинскому, а также египетскому, китайскому. Среди лучших произв. Ч. 2-я симфония (1947-51). Обогатил композиторскую технику, в частности ввёл в практику метод интрапункта ("нота между нотой" в противоположность контрапункту) и т. н. черепнинскую 9-ступенную гамму (октава делится на три равных тетрахорда, имеющих 3 модификации: целый тон, 2 полутона; 2 полутона, целый тон; полутон, целый тон, полутон), к-рая служит основой многих его соч. Написал кн. "История русской музыки от истоков до Глинки" ("Russische Musikanthologie", изд. на нем. и англ. яз., 1966).
Сыновья Ч. Иван Александрович Ч. (р. 5 II 1943, Париж) и Сергей Александрович Ч. (р. 2 II 1941, Париж) композиторы. Живут и работают в США.
Сочинения: оперы Оль-Оль (по Л. Н. Андрееву, 1925, пост. 1928, Веймар; нов. ред. 1930, пост. 1934, Нью-Йорк), Свадьба Зобеиды (Die Hochzeit der Sobeide, по Г. фон Гофмансталю, 1930, пост. 1933, Вена), Фермер и фея (The farmer and the nymph, 1952, Колорадо); балеты, в т. ч. Фрески Анджанты (Ajantas frescoes, 1923, Лондон), Трепак (1938, Нью-Йорк), Стенька Разин (La lйgende de Razine, 1941, Париж), Шота Руставели (совм. с А. Онеггером и Т. Харшаньи, 1946, Монте-Карло), Женщина и её тень (La femme et son ombre, по П. Л. Ш. Клоделю, 1948, Париж), Бездна (Le gouffre, по Андрееву, 1953, пост. 1969, Нюрнберг); кантаты Рождественская игра (Le jeu de la Nativitй, 1945), В шутку и всерьёз (Vom SpaЯ und Ernst, 1964); Двенадцать (по A. A. Блоку, для чтеца и малого орк., 1945); для орк. 4 симфонии (1927, 1951, 1952, 1957), дивертисмент (1957), сюиты и др.; серенада для струн. орк. (1964); концерты с орк. 6 для фп. (1920; 1923; 1932; фантазия, 1947; 1963, 1965), для губной гармоники (1953); камерно-инстр. ансамбли 3 сонаты для влч. и фп. (1-я и 2-я, 1924; 3-я, 1926), фп. трио (1925), 2 струн. квартета (1922, 1926), фп. квинтет (1927), квинтет для 2 труб, валторны, тромбона и тубы (1972); разл. произв. для фп., для влч., для органа, для аккордеона; хоры, в т. ч. 4 рус. нар. песни для детского хора a cappella (1967); романсы и др. Лит.: Рассказывает Александр Черепнин, "СМ", 1967, No 8; Черепнин Н., Воспоминания музыканта, Л., 1976, с. 126; Ewen D., European composers today, N. Y., 1954; Reich W., A. Tscherepnin, Bonn, 1961, 1970; Slonimsky N., A. Tcherepnin septuagenarian, "Tempo", 1968/69, No 87; Layton R., A. Tscherepnin, "Tempo", 1974, No 108.B. П. Павлинова.