Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - черепнин н. н.

Черепнин н. н.

Николай Николаевич (3 (15) V 1873, Петербург 26 VI 1945, Исси-ле-Мулино, близ Парижа) рус. композитор, дирижёр и педагог. Окончил в 1895 Петерб. ун-т (юридич. ф-т), в 1898 Петерб. консерваторию по классам композиции (у Н. А. Римского-Корсакова) и фп. (у К. Фан-Арка). С 1899 заведовал орк. классом Придв. певч. капеллы. В 1905-18 преподаватель (с 1909 профессор) Петерб. консерватории, где вёл основанный им впервые в России класс дирижирования. С 1902 был постоянным дирижёром "Русских симфонических концертов", выступал в концертах РМО, Моск. филармонич. об-ва, в "Концертах А. Зилоти", историч. концертах С. Н. Василенко, в конц. сезонах в Павловске, Ораниенбауме и др. В 1906-09 был дирижёром Мариинского т-ра. Чл. Беляевского кружка, Ч. активно участвовал в муз.-обществ. жизни Петербурга: входил в кружок "Вечера современной музыки", сотрудничал с группой "Мир искусства" (начало этому положила совм. работа с А. Н. Бенуа и M. M. Фокиным над балетом "Павильон Армиды", 1903-07), был участником "Рус. сезонов" (1909-14); в 1909 под его управлением прошёл первый сезон в Париже. В последующие годы дирижировал спектаклями "Рус. балета" в Париже, Лондоне, Монте-Карло, Риме, Берлине. Для "Рус. сезонов" написал балеты "Нарцисс и Эхо" (1911), "Маска красной смерти" (по Э. По, 1915; впоследствии переработан в 3 симф. фрагмента "Судьба"). В 1918-21 Ч. работал в Тбилиси: возглавлял консерваторию и одноврем. был дирижёром оперного т-ра. В 1921 эмигрировал во Францию, поселился в предместье Парижа Исси-ле-Мулино. Нек-рое время как композитор и дирижёр сотрудничал с балетной труппой А. П. Павловой. Впоследствии концертировал в качестве дирижёра в европ. странах и США, пропагандируя рус. симф. и оперную музыку. После 1933 из-за ослабления слуха оставил конц. деятельность. В 1925 основал в Париже Рус. консерваторию (в 1925-29 и 1938-45 её директор). С 1926 чл., с 1937 президент Попечительного совета изд-ва "М. П. Беляев в Лейпциге".

Воспитанный в традициях рус. муз. классики, последователь Римского-Корсакова, Ч. вместе с тем чутко реагировал на новые веяния в муз. иск-ве. Большое влияние оказал на него импрессионизм, многое воспринял он также от муз. языка А. Н. Скрябина, Р. Штрауса. Уже первое значит. соч. Ч. симф. прелюд "Принцесса Грёза" (по мотивам одноим. пьесы Э. Ростана, 1896) отличают тонкое чувство орк. колорита, импрессионистская красочность гармонии и инструментовки, декоративность письма. Лучшие произв. Ч. созданы в период сближения его с деятелями "Мира искусства", в первую очередь с Бенуа. Художеств. принципы Ч. сформировались в значит. мере под воздействием эстетики этого объединения, тяготения его участников к поэтич. воскрешению образов прошлого, к изысканной стилизации. В обширном творч. наследии Ч. выделяются балеты "Павильон Армиды" и "Нарцисс и Эхо", симф. поэмы "Марья Моревна" (1909), "Зачарованное царство" (1912), 6 муз. иллюстраций к "Сказке о рыбаке и рыбке" для оркестра (1909), романсы на сл. Ф. И. Тютчева, "Фейные сказки" на сл. К. Д. Бальмонта. Широкая эрудиция, владение совр. орк. средствами, интерес к новым художеств. исканиям создали Ч. авторитет одного из прогрессивных педагогов. Среди его учеников С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Н. А. Малько, А. В. Гаук, М. А. Бихтер, В. А. Дранишников. В 40-х гг. Ч. работал над книгой воспоминаний "Под сенью моей жизни" (не окончена).

Сочинения: оперы Сват (по пьесе "Бедность не порок" Островского, 1929), Ванька-Ключник (по Ф. Сологубу, 1932, Белград); балеты Павильон Армиды (1907, Петербург), Нарцисс и Эхо (1911, Монте-Карло), Маска красной смерти (1915, пост. 1956, Брюссель), Вакх (Dionisys, 1922, Лондон), Русская волшебная сказка (Russian fairy tale, 1923, там же), Роман мумии (Romance of the mummy, 1924, там же); для солистов, хора и орк. оратория Нисхождение святой девы в ад (La descente de la Sainte Vierge а lenfer, 1934), кантата Песнь Сафо; для opк. симф. прелюд Принцесса Грёза (1896), симф. поэмы Макбет (1901), Марья Моревна (1909), Зачарованное царство (1912), драм. фантазия Из края в край (1904), 6 муз. иллюстраций к Сказке о рыбаке и рыбке (1909), 3 симф. фрагмента Судьба (1932-33), орк. сюиты из музыки к балетам и др.; концерт для фп. с орк. (1908); струн. квартет (1901); пьесы для струн. и дух. инструментов с фп.; ок. 70 пьес для фп.; ок. 100 романсов; ред. оперы "Сорочинская ярмарка" Мусоргского (1922, Монте-Карло), оркестровка оперы "Мельник колдун, обманщик и сват" Соколовского (1929, Париж), орк. вариант "Тати-тати" (Парафразы на одну простую тему А. П. Бородина, Ц. А. Кюи, А. Н. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. Листа) и др.

Литературные сочинения: Воспоминания музыканта, Л., 1976.

Литература: Глебов И., (Асафьев Б. В.), Этюд о Черепнине. (Последние произведения), "Музыка", 1916, 19 марта, то же, в его кн.: О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания, Л., 1974; его же, Русская музыка от начала XIX столетия, М.-Л., (1930), под назв.: Русская музыка. XIX и начало XX в., Л., 1968, 1979; Шапорин Ю., Мои учителя, "СМ", 1962, No 9; Томпакова О., Н. Н. Черепнин, "МЖ", 1974, No 1; Вершинина И. Я., Музыка в балетном театре, в кн.: Русская художественная культура конца XIX начала XX века (1908-1917), кн. 3 Зрелищные искусства. Музыка, М., 1977; Суриц Е., Балетное искусство, там же; Street D., A forgotten firebird, "Musical times", 1978, v. 119, August, p. 674-76.

В. П. Павлинова.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое черепнин н. н.
Значение слова черепнин н. н.
Что означает черепнин н. н.
Толкование слова черепнин н. н.
Определение термина черепнин н. н.
cherepnin n. n. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины