Музыкальная энциклопедия - франц р.
Связанные словари
Франц р.
В творчестве Ф. приверженность к романтич. традиции (близость к Р. Шуману) сочеталась с влиянием музыки Баха. Осн. часть наследия Ф. составляют песни (ок. 350), написанные на слова Г. Гейне, В. Остервальда, Н. Ленау, Ж. Эйхендорфа, Э. Мёрике (в 1843 вышла в свет 1-я тетрадь песен Ф. 12 песен для сопрано или тенора с фп., о к-рой одобрительно отозвались Шуман, Ф. Мендельсон и Ф. Лист). Интимный характер, импровизационность, своеобразие гармонич. языка (напр., окончание песни на половинной каденции) роднят их с вок. миниатюрами Шумана, но, в отличие от последних, диапазон чувств в песнях Ф. ограничен. Наиболее близкая ему эмоциональная сфера элегическая, мечтательная. По словам Ф., его песни "... должны нести покой и умиротворение". Небольшие по размеру, как правило, они написаны в ясной строфич. форме, мелодия гибко следует за смыслом поэтич. текста, фп. сопровождение часто носит живописно-изобразит. характер. Лучшим песням ("Колыбельная", "Лотос", "О взгляни, я на лугу") присущи изысканность, утончённость, поэтичность. Среди др. соч. Ф. особого внимания заслуживает "117-й псалм" ("Хвалите господа, все народы"; для хора a cappella), для хора им написано св. 30 произведении, в т.ч. Литургия (для смешанного хора) и Кyriе (для 4-гол. хора a cappella и солистов). В своих обработках партитур соч. Баха ("Страсти по Матфею", "Магнификат" и др.) и Генделя ("Мессия") Ф. стремился сделать их доступными для исполнения обычными вок.-инстр. составами 19 в., ради чего добавлял к ним отсутствовавшие у авторов партии и модернизировал их инструментовку. Нек-рые современники отзывались об обработках Ф. критически, считали, что он искажает подлинник. Ф. принадлежат также многочисл. переложения соч. Баха ("Магнификат", 10 кантат, арии и дуэты из кантат, мессы h-moll и др.), Генделя (36 арий и дуэтов из опер) и др. композиторов для фп. в 2 и 4 руки.
Литературные сочинения: Mittheilungen ьber J. S. Bach's "Magnificat", Lpz., 1863, 1889; Offener Brief an Ed. Hanslick. Ueber Bearbeitungen дlterer Tonwerke, Lpz., 1871; Gesprдche aus zehn Jдhren, hrsg. von W. Waldmann, Lpz., 1895; Drei Briefe an Dr. Erich Pneger von diesem hrsg., Sonderabdruck an der Festschrift zum 10-jдhrigen Bestehen der Literaturarchiv-Gesellschaft, В., 1901; R. Franz und A. Freiherr Senfft von Pilsach, Briefwechsel, 1861-1888, hrsg. von W. Golther, B., 1907; Gesammelte Schriften ьber die Wiederbelebung Bachscher und Hдndelscher Werke, hrsg. von R. Bethge, Lpz., 1910.Литература: Liszt Fr., R. Franz, Lpz., 1872; Prochаzka R., R. Franz, Lpz., 1894; Bethge R., R. Franz, Halle, 1908; La Mara, R. Franz, Lpz., 1911; Lцen D., R. Franz-Brevier, Lpz., 1915; Pfordten H. von der, R. Franz, Lpz., 1923; Serauky W., R. Franz als Meister deutsches Liedes, в сб.: Musikgeschichte der Stadt Halle, Bd 2, Tl. 2, Halle, 1942; Sasse K., Beitrдge zur Forschung ьber R. Franz, Bd 1-3, HalleWittenberg, 1962 (Diss); eго же, Chronologisches Verzeichnis zum Briefwechsel von R. Franz, в сб.: Deutsches Jahrbuch der Musikwissenschaft, Jahrg. 8, Lpz., 1964; Porter E. G., The songs of R. Franz, "TheMusical Times", 1963, v. 104, No 1445; его жe, R. Franz on song, "MR", 1965, v. 26, No 1; 150 Jahre R. Franz Singakademie, Halle/S., Festschrift, Halle, 1964; Boonin J. M., An Index to the solo songs of R. Franz, Hackensack (N. J.), 1970.М. Л. Роднянская.