Музыкальная энциклопедия - франк с. о.
Связанные словари
Франк с. о.
В своем творчестве Ф. соединял романтич. образность со стремлением к классич. ясности стиля; в то же время для музыки Ф. характерны антитезы восторженности и строгости, свободы высказывания и четкой структурной организации (монотематизм), органной вязкости полифонизированного орк. письма и речитативов; ей свойственны полнозвучие сложной аккордики и свежесть быстрых модуляций. В муз. языке Ф. многое определяется ocoбенностями орг. изложения четкость линии басового голоса, тесное расположение деревянных дух. инструментов, регистровый контраст орк. групп (напр., начало симфонии d-moll), плотность полифонич. фактуры, широкое использование имитационных форм. Синтезировав влияния И. С. Баха и Л. Бетховена, поздних романтиков (Р. Вагнер, Ф. Лист) и франц. (отчасти фламандской) нар. мелодики, Ф. выработал свой индивидуальный стиль.
Наиболее известные симф. (симфония d-moll), камерно-инстр. (соната для скрипки и фп., струн. квартет D-dur), органные (3 хорала) и фп. (Прелюдия, хорал и фуга) произв. Ф. относятся к позднему периоду творчества (к 80-м гг.; в этот период он писал также оперы, хор. соч., романсы). Им свойственны более непосредственная лирика, наполненная чувством любви к природе. Сочинения этого времени разнообразны по жанрам и формам (типы произв. фактически не повторяются), усложняется муз. язык, в т.ч. полифонич. средства, бульшую роль играют хроматизмы и пр.
В историю музыки Ф. вошел как представитель т.н. движения обновления (см. Французская музыка). Гл. место в наследии Ф. занимают инстр. соч.; им присущи обобщённость, интеллектуализм. Один из крупнейших франц. композиторов-мыслителей, вобравший в себя нац. традиции франц. и бельг. музыки, Ф. сочетал в своем иск-ве филос. углублённость со свойственными лат. культуре ясностью, соотнесённостью чувства и разума; его отличали такие нац. франц. качества, как тонкость вкуса, блеск выражения.
Творчество Ф. оказало влияние не только на совр. ему композиторов, но и на музыкантов более молодого поколения, среди них П. Дюка, К. Дебюсси ("Дева-избранница", "Мученичество св. Себастьяна"), А. Онеггер (симфонии, "Царь Давид") и др. Наряду с И. Брамсом и М. Регером, а также С. И. Танеевым (он был знаком с Ф. и высоко ценил его соч.), отчасти подготовил своим творчеством возникновение неоклассицизма в музыке 20 в.; в то же время гармонич. язык Ф. предвосхитил нек-рые приемы импрессионизма.
Среди орк. соч. Ф. выделяется симфония d-moll одно из лучших его произведений. Симф. поэмы (исполняются реже) различаются по исполнит. средствам, композиции ("Психея" многочастное соч. для солистов, хора и оркестра), степени сложности (непрограммные "Симфонические вариации" разновидность двойных вариаций с чертами слитного цикла), жанровым признакам ("Джинны" для фп. с оркестром произв., близкое к концерту). Программы его соч., основанные на античных, библейских сюжетах, а также образах нар. легенд, имеют философско-этич. аспект (напр., в "Пруклятом охотнике" проводится идея возмездия за злодеяние). Среди соч. Ф. наиболее выраженный классич. характер имеют симфония и камерно-инстр. ансамбли; в них применен лейттематизм (позднее тот же приём развивал С. И. Танеев), а также симф. или конц. принципы (в этом отношении камерно-инстр. соч. Ф. подобны камерно-инструментальным ансамблям И. Брамса и П. И. Чайковского).
Ф. внёс новое и в фп. музыку: в его фп. циклах, к-рым не было равных по масштабу во франц. фп. лит-ре, кроме влияния клавирной музыки И. С. Баха и фп. соч. Бетховена, ощущается также воздействие фп. циклов Р. Шумана; фп. пьесы отмечены типичной для позднего Ф. конструктивной сложностью (в Прелюдии, хорале и фуге совмещение фуги и сонаты, соединение хорала и темы фуги в коде). Из органных соч. Ф. особенно известны 3 хорала (1890), входящие в репертуар всех органистов Эти виртуозные пьесы вершина орг. творчества P.; здесь Ф. достигает подлинно симф. размаха (хорал h-moll редкий в музыке 19 в. пример вариаций на basso ostinato). Можно предполагать, что в них (особенно в лучшем из хоралов а-moll'ном) сохранились отзвуки импровизаций их автора.
Меньшее место в творчестве Ф. занимают романсы; однако они сыграли свою роль в развитии этого жанра во Франции, где продолжателями традиций Ф. стали А. Дюпарк и Э. Шоссон. Ранние соч. Ф. для голоса с фп. обнаруживают родство с песнями Ф. Шуберта, Э. Грига, поздние с вок. лирикой Листа.
Оперы, а также оратории Ф. (сам он особенно ценил "Заповеди блаженства"; К. Дебюсси считал эту музыку прекрасной) нередко исполняются во Франции, но за её пределами остаются наименее известной частью наследия композитора.
Брат Ф. Жозеф P. (31 X 1825, Лейпциг 20 XI 1891, Исси, близ Парижа) скрипач, педагог, автор муз. сочинений и инструктивных работ, в т.ч. методич. руководств по гармонии.
Сочинения: оперы Страделла (не пост., издан клавир), Батрак с фермы (Le Valet de ferme, комич., 1853, не пост.), Гульда (по Б. Бьёрнсону, 1894, Монте-Карло), Гизелла (лирич. драма, 1890, закончена В. д'Энди, Э. Шоссоном, 1896, Монте-Карло), для солистов, хора и орк. (гл. обр. на библейские и евангельские сюжеты) оратории Руфь (библейская эклога, 1845, 2-я ред. 1860), Вавилонская башня (La Tour de Babel, 1865), Заповеди блаженства (Les Bйatitudes d'aprиs l'Evangile, 1869-79), поэма-симфония Искупление (Rйdemption, с чтецом, 1-я ред. 1871, 2-я ред. 1874), кантаты Париж (1870), Родина (Patria, 1871), Процессия (Procession, 1888), Песнопения (Cantiques", 1888) и др., 3 оффертория (для солистов, хора и органа, 1871), Ревекка (библейская сцена, 1881), 150-й псалом (1888), для орк. 2 симфонии (юношеская, 1841, G-dur, не изд. 1888, d-moll), симф. поэмы: Что слышно на горе (Ce qu'on entend sur la montagne, 1846, не завершена), Эолиды (Les Йolides, по Л. де Лилю, 1876), Пруклятый охотник (Le Chasseur maudit, по Г. А. Бюргеру, 1882); для фп. с орк. концерт (ок 1835), симф. поэма Джинны (Les Djinns, по В. Гюго, 1884), симф. вариации (1885), Блестящие вариации на любимое рондо Густава III (1835), камерно-инстр ансамбли для скр. и фп. соната (посв. Э. Изаи, 1886), Andante quietoso (1843), конц. дуэт на темы "Гюлистана" H. Далейрака (1844), трио (Большое 1834; 3 трио, 1841; 1842), струн. квартет (1889), фп. квинтет (1879), для фп. 2 сонаты (1835; 2-я Большая Grande sonate, 1841), фантазии, в т.ч. 2 большие (1841), на темы "Гюлистана" Далейрака (1844), на 2 польские мелодии и др., Прелюдия, хорал и фуга (1884), Прелюдия, ария и финал (1887), танцы, 2 мелодии (1841) и др. миниатюры; дуэты для фп. в 4 руки (1842, 1864); для органа 3 концерта с орк., циклы 6 пьес (1860-62) (1-я фантазия, Большая симф. пьеса, прелюдия, фуга и вариация, пастораль, Молитва (Priиre), финал), то же для фисгармонии (1863, изданы в сб. "Посмертные пьесы"-"Piиces posthumes", 1900), 3 пьесы для большого органа (1878, 2-я фантазия, Cantabile, Героическая пьеса Piиce hйroпque), 3 хорала (1890) и др.; песня Психея (1888) и др. соч. для хора с орк., для хора (или вок. ансамбля) с органом Торжественная месса (Messe sollennelle, для вок. трио, арфы, влч., к-баса и органа, 1858), О salutaris (1835), Tantum ergo (1858), Ave Maria (1863), Panis angelicus (1872),Veni creator (1872) и др.; хоры а cappella; песни (с орк. и с фп.) на сл. А. де Мюссе, А. Дюма-сына, В. Шатобриана, В. Гюго, А. Доде; транскрипции для фп. 4 песен P. Шуберта (1844).Литература: (В в а О.), Ц. Франк, "РМГ", 1898, No 7; Школа Франка?, пер. с франц., там же, 1906, No 40, 41; Каратыгин В., Ц. Франк, в сб.: Музыкальная летопись, сб. 3, Л., 1926, то же, в его кн.: Избр. статьи, M. Л., 1965; Шнеерсон Г., Музыка Франции, M., 1958, с. 36, 37; Алексеев А., Французская фортепьянная музыка конца XIX начала XX века, M., 1961, с 57-86; Розеншильд К., Молодой Дебюсси и его современники, М., 1963; Протопопов Вл., История полифонии в её важнейших явлениях. Западноевропейская классика XVIII-XIX веков, M., 1965; Рогожинa H., Сезар Франк, M., 1969; Coquard A., Cйsar Franck, P., 1890, 1904; Destranges E., L'oeuvre lyrique de Cйsar Franck, R., 1896; Derepas G., С. Franck, йtude sur sa vie, son enseignement, son oeuvre, R., 1897, 1904, Baldensperger F., С. Franck, l'artiste et son oeuvre, R., 1901; Indy V. d', Cйsar Franck, P., 1906, 1930; Borren Ch. van den, L'oeuvre dramatique de С. Franck, Brux., 1907; его же, С. Franck, Brux., 1950; Rolland R., Musiciens d'aujourd'hui, P., 1908 (рус. пер. Роллан Р., Музыканты наших дней, P., 1923, то же, в его кн.: Собр. музыкально-исторических соч., т. 5, M., 1938); Boschot A., C. Franck, "Carnet d'art", 1911, No 1; Chevalier J., Cйsar Franck, R., 1911; Rudder M. de, С. Franck, Turnhout, 1920; Tiersоt J., Un demi-siиcle de la musique franзaise, P., 1924, ch. 7 (рус. пер. Тьерсо Ж., Ц. Франк, в кн.: Французская музыка второй половины XIX века, сб. переводных работ, вступ. ст. и ред. M. С. Друскина, M., 1938, с. 99-113); Jardillier R., La musique de chambre de С. Franck, R., 1929; Emmanuel M., Cйsar Franck, P., 1930; Соrtоt A., La musique franзaise de piano, t. 1, P., 1930, 1948; Haag H., С. Franck als Orgelkomponist, Kassel, 1936 (Diss.), Mоhr W., С. Franck, Aachen, 1942, Tutzing, 1969; Кune1 M., Cйsar Franck. L'homme et son oeuvre, P., 1947; его же, С. Franck inconnu (1822-1890), Brux., (1958); Dufourcq N.. Cйsar Franck, P., 1949; Monnikendam M., C. Franck, Amst., (1949), Haarlem, (1966); Demuth N.. Cйsar Franck, L., 1949; Со11ing A., С. Franck ou le Concert spirituel, P., 1951; Va11as L., La vйritable histoire de Cйsar Franck, P., 1955; Gallois J., Franck, P., 1966; Вuenzod E., С. Franck, P., (1966); Davies L., Cйsar Franck and his circle, (L.)-Boston, 1970; Reeters F., Die Orgelwerke С. Franck's, "Musica sacra", 1971, v. 91.В. П. Фраёнов.