Музыкальная энциклопедия - нидерландская музыка
Связанные словари
Нидерландская музыка
В результате союза с Англией в период Столетней войны на Н. м. начинает оказывать влияние англ. муз. культура (здесь работал Дж. Данстейбл и др.). Более давним было влияние франц. муз. иск-ва, особенно усилившееся после включения б. ч. Нидерландов в состав обширных владений герцогов Бургундских (1420-70; затем под властью Габсбургов). При бургундском дворе развивались франц. муз. традиции (в период упадка культуры во Франции, разорённой войной). Здесь были созданы инстр. и вок. капеллы, состоявшие из проф. музыкантов. В кон. 15-16 вв. Нидерланды передовое разнородное по нац. составу гос-во с широкими торговыми связями и богатыми городами становятся средоточием сев.-европ. гуманистич. иск-ва, науки и философии (Эразм Роттердамский); сюда съезжаются многочисл. деятели культуры др. стран, обогащая нидерл. иск-во и науку своими достижениями и нац. традициями. Одновременно с расцветом готич. архитектуры, нидерл. живописи (стала центр. Художеств. школой Сев. Европы), гравюры, разл. прикладных иск-в высокое развитие получила Н. м., глубоко проникшая в жизнь нидерл. общества. Музыка звучала в соборах и дворцах, купеческих и цеховых собранияхЮ в частных домах и на улицах. Традиц. ярмарки (кермесы) со стрелковыми и др. соревнованиями, разл. празднества сопровождались пением, танцами, игрой на муз. инструментах (духовых трубах, поммерах-бомбардах, шалмеях, флейтах, "нем. рогах"; круммхорнах; струнных фиделях, лютнях, виолах). В церк. и придв. торжествах принимали участие гор. проф. музыканты стадпейперы, исполнители на дух. инструментах, составлявшие ансамбли, напр. из десятков серебряных труб (до 120 при чествовании бургундского герцога Филиппа Доброго); однако к 17 в. их функции постепенно ограничились исп. муз. сигналов времени, тревоги, сторожевых и др. С 15 в., в связи с успехами технич. изобретательства, получили распространение часовые механизмы, управлявшие колокольным звоном; разл. мелодии звучали каждые четверть часа (характерная особенность ср.-век. нидерл. городов мелодичный колокольный звон, почти непрекращавшийся из-за отставания часов разных соборов). Однако преобладающими жанрами были вокальные и хоровые. Подготовкой хористов ведал магистрат; при гор. кафедральных соборах создавались спец. певч. школы-общежития метризы; так, в Нидерландах впервые в Европе установилась система проф. муз. обучения, способствовавшая высокому развитию Н. м. (из метриз вышли все великие нидерл. композиторы-полифонисты). Расцвету и широкой популярности Н. м. содействовали усовершенствование нотной записи и успехи нотопечатания, развитие издат. дела (изд-во Т. Сузато и др. в сер. 16 в. в Амстердаме). Особенностью нидерл. культуры, в т. ч. Н. м. 15 сор. 16 вв., было развитие в рамках готич. стиля (с характерным для него сочетанием рационального конструктивизма и эмоционального мистич. иррационализма) жизнеутверждающих гуманистич. идей Возрождения (нравств. опору по-прежнему искали в религии, что привело здесь к христианскому гуманизму и религ. революции). Новая образность, живая выразительность и рост светского начала во всём нидерл. иск-ве воплощались в традиц. религ. формах и сюжетах и были связаны с религ. философией. Для Н. м. было характерно новое мироощущение, выраженное в старых формах (отсюда широкое развитие церк. жанров). Черты средневекового цельного, символич. мировосприятия и математически строгого, логич. мышления, идущие от схоластич. философии, совмещались в ней с реалистическими, эмоциональными и научно-художеств. веяниями Возрождения (в 15-16 вв. математич. знания применялись в практике живописи, теориях перспективы, пропорций и в построении многогол. муз. композиций). Так сложилось высокое иск-во овладевших техникой полифонии мастеров нидерл. школы (бургундской и флам., франко-флам.), ознаменовавшее расцвет Н. м., её классич. период. Возникшая на основе нар. многоголосия нидерл. школа обобщила и завершила многовековое развитие европ. вок.-хор. полифонии. Работавшие в вок. церк. и светских жанрах (месса, мотет, мадригал, шансон и др.) великие композиторы Ж. Биншуа, Г. Дюфаи, И. Окегем, Я. Обрехт, Жоскен Депре, О. Лассо ими. др.сделали нидерл. школу ведущей в Европе. Они открыли новые звуковые возможности многоголосия и разработали систему законов полифонич. развития, давшую возможность построения крупных муз. композиций. Высшее достижение нидерл. мастеров хор. месса a cappella, ставшая воплощением образов глубокого философского созерцания и в то же время содержавшая живые реалистич. черты (включала популярные нар. мелодии). Красота и величие нидерл. хор. произв. были связаны с плавностью течения мелодич. линий, конструктивной чёткостью и филигранностью деталей; их выразительность, сила эмоционального воздействия определялась просветлённой вдохновенностью, достигавшей отрешённо-мистич. экстаза и пламенной страстности. Впечатление усиливалось тем, что сложные звуковые структуры месс и полнозвучная мощь голосов хористов, их исполнявших, соответствовали величию готич. соборов, в к-рых они звучали в дни религ. и придв. торжеств. Чистота красок и одухотворённость музыки определялась преобладанием звучания светлых, высоких регистров хора мальчиков и муж. фальцетов, её "высоким камертоном", гармоническим сочетанием разл. мелодич. линий, их искусным, сложным контрапунктированием (аналогич. явление в живописи: тщательная выписанность деталей, палитра чистых тонов, прозрачная ясность света и строгое изящество линий, их важное ритмич. композиционное значение на полотнах Я. ван Эйка и др. великих художников нидерл. Возрождения). Это было иск-во величаво-торжественное, полное сильных чувств, глубоких мыслей, человечное и лирически проникновенное, не чуждое юмора и пародии, отражавшее восприятие мира в его необъятной множественности и цельности. Светские и духовные мелодии свободно соединялись в излюбленном жанре эпохи мотете и даже в мессе (прямое соответствие в живописи великих нидерл. мастеров, их полотна, проникнутые созерцательным настроением, воплощавшие глубокую философскую символику, в то же время отличались народностью, натуралистич. достоверностью образов). В светских жанрах с их нар.-мелодич. основой и живой эмоциональностью запечатлено ренессансное богатство мира человеческих чувств. Среди светских полифонич. произв. выделялись бургундские шансон с искусной имитацией (Ж. Биншуа и др.), любовные баллады, рондели (Г. Дюфаи); изысканные филигранные 3-гол. вок. миниатюры (И. Окегем); лирич. и юмори-стич. шансон изобразит. характера, мотеты, гл. обр. на религ. сюжеты (входившие тогда в светскую культуру), основанные на нар. мелодиях и различные по настроению и образам (Жоскен Депре), вилланеллы и полифонич. песни на слова поэтов античности и Возрождения, отличавшиеся красочной звукоизобразительностью, иллюстративными эффектами (О. Лассо); лирические мадригалы, положившие начало этому жанру в Италии (Я. Аркадельт, А. Вилларт, К. Pope, О. Лассо). В светских жанрах нидерл. композиторы развивали также инстр. многоголосие: инструменты часто вторили нижним голосам (как в торжеств. мессах и мотетах) и заменяли вок. голоса. Появлялись и первые образцы инстр. полифонич. пьес, гл. обр. изобразит. (Жоскен Депре).
Влияние мастеров нидерл. школы в 16 в. широко распространилось в др. странах Европы, куда приглашались работать многие из них; это вызвало расцвет местных полифонич. школ.
Как стилевое явление нидерл. школа подытожила многовек. развитие муз. культуры, связанной с преобладанием церк. вок.-хор. жанров, и создала основу для последующего подъёма инстр., вок.-инстр. и затем орк. муз. иск-ва. С распространением инстр. жанров в конце 16 нач. 17 вв. Н. м. утратила ведущее значение в европ. муз. культуре; первенство перешло к др. нац. школам.
С развитием полифонии в муз. жизни нидерл. городов связано возникшее в 16 в. оригинальное нац. иск-во карийон игра на наборе колоколов (возможно, его образцом послужил кит. набор колокольчиков, к-рый мог быть известен нидерландцам из-за широких торг. связей). С конца 16 в., в 17-18 вв. иск-во карийона (традиция сохранилась в совр. Нидерландах и в Бельгии) широко распространилось в сев. провинциях и заимствовалось др. странами. Нидерл. звонари (они же часто и органисты) отличались виртуозной полифонич. игрой на колоколах (их литьём также славились нидерл. мастера), требовавшей высокой искусности и огромных физич. усилий (отчего Ч. Бёрни назвал её "варварским изобретением"). Известные исполнители, звонари и органисты С. Фербек, Я. Потхолт, X. Фокинг (18 в.), Я. Винсент (20 в.).
Во 2-й пол. 16 в. широкую общенар. популярность приобрели песни гёзов повстанцев, боровшихся против гнёта испан. абсолютизма (в создании этих песен участвовали выдающиеся поэты Д. Корнхерт, автор "Песни о заключённых", и Ф. Марникс ван Синт-Алдегоне, создавший боевой гимн "Виллельмус"). Поэты и композиторы, авторы песен гёзов, преследовались испан. властями, нек-рые были казнены. В их напевах, преим. унисонных, использованы мелодии т. н. скандальных песен, распространённые массовые интонации и маршевые ритмы (мелодия одной из песен гёзов послужила основой совр. гимна Нидерландов).
После победы Нидерл. бурж. революции (1609) и образования Республики Соединённых провинций (7 сев. провинций, объединившихся в Голландскую республику, или Голландию; позднее Королевство Нидерланды) в стране начался быстрый экономич. и культурный подъём. С утверждением кальвинизма (с кон. 16 в. в независимых сев. провинциях), враждебного пышности католич. богослужения (отличавшегося величавым полифонич. хор. пением), в стране получают распространение протестантские псалмы, развивается органное иск-во. Кальвинистская церковь привлекала прихожан органными импровизациями (исполнялись до и после проповеди); в Амстердаме впервые в Европе возникли публич. концерты органистов (позднее в них участвовали и др. инструменталисты). Здесь выдвигается великий органист и клавесинист комп. Я. П. Свелинк, последний нидерл. музыкант европ. масштаба, творчество к-рого сохранило величие и глубину классич. нидерл. иск-ва и оказало значит. влияние на развитие нем. органной школы (его ученики С. Шайдт, М. Преториус). Он писал вок. произв., клавирные вариации и, усовершенствовав орг. исполнительство, создавал свободные инстр. композиции токкаты, ричеркары и др., с имитационным развитием, часто строго выдержанным (Свелинк один из создателей формы фуги). Своими вариациями на темы хоралов он положил начало разработке орг. хорала, к-рую продолжили его ученики, а позднее И. С. Бах. Инстр. творчество Свелинка выделялось зрелостью среди инстр. музыки современников, к-рая основывалась преим. на переложениях вок. произв. или на искусном варьировании песенных тем, с затейливым их орнаментированием. Однако в эпоху, когда инстр. музыка еще не была самостоят. иск-вом (издавались лишь вок. произв. или полифонич. сб-ки разных композиторов "Для пения или исполнения на различных музыкальных инструментах"), инстр. пьесы Свелинка не были опубликованы (изданы лишь в 1860-е гг.). Среди др. нидерл. органистов его сын Д. Я. Свелинк (преемник отца и деда в качестве органиста амстердамской Старой церкви), К. Бооскоп (16 в.), A., С. и Я. ван Нордты (17 в.). Многие нидерл. органисты работали в Италии, Испании, Германии. Нац. традиции орг. иск-ва продолжили Я. Ноземан, К. Ф. Хюрлебюс (18 в.), Д. Брахтхейсер (19 в.), Я. Зварт (20 в.) и др. В связи с поисками самостоят. выразит. возможностей инстр. музыки и с развитием виртуозного инстр. исполнительства возникает интерес к новому инструментарию появляются уникальные виды фламандских дух. инструментов (ныне забытые). Фламандские мастера совершенствуют клавишные инструменты; клавесины, вёрджинелы, спинеты неск. поколений семьи Рюккерс в 17-1-й пол. 18 вв. считались лучшими в Европе (инструмент работы Рюккерса изображён на картине Я. Вермера Делфтского "Урок игры на вёрджинеле"). Известны также нидерл. скрипич. мастера 17-18 вв. X. Якобс, П. Ромбаутс, Ж. Лефевр, Я. Бау-местер, В. Сейде, мастер дух. инструментов Р. Хака. В 17 в., с расцветом голл. офорта, в Нидерландах развивается нотопечатание способом гравировки по металлу, сменившим наборный метод. Этот способ распространился в др. странах, куда, наряду с инстр., орг. мастерами и виртуозами-инструменталистами, приглашались нидерл. нотные гравировщики (М. ван Бейтон работал в Венеции). В 17-18 вв. Амстердам становится одним из европ. центров муз.-издат. дела (нотоиздатели Э. Роже, Й. Ю. Хюммел и др.).
Однако в 17 в., в эпоху расцвета нидерл. живописи (Рембрандт, Ф. Халс и др.), философии (В. Спиноза), науки (А. ван Левенгук), когда нидерл. лит-ра обогатилась героич. трагедией, в Н. м. на смену величеств. мессам и торжеств. мотетам приходят бытовые инстр. и вок. жанры, распространяется домашнее музицирование (одновременно развивается бытовое прикладное иск-во, славятся голл. домашняя утварь, серебро, фаянс, мебель). В бюргерской среде становятся популярными игра на лютне, клавесине, вёрджинеле, комнатном органе портативе, многогол. исп. светских песен (в духе итал. фроттол и лауд), инстр. ансамбли (характерные составы: 3 флейты или 3 шалмея, или 2 трубы и тромбон; арфа, виела, портатив, тромбон и труба; ансамбли струн., дух. и ударн. инструментов). Образуются бюргерские "содружества" ("коллегии") любителей музыки для совместного исп. collegium musicum. Появляются первые оркестры небольших составов (напр., 2 длинные трубы, короткая труба, флейта, арфа, цитра, портатив, лютня, тамбурин, бубенцы, мал. литавры, и др.).
С кон. 17 и в 18 вв. Н. м. становится эпигонской, господствуют иностр. влияния: гос. уния с Англией (штатгальтер Вильгельм III Оранский был одноврем. королём Англии) сделала Амстердам центром европ. (англ., франц., итал.) музыки. Ведущая роль в муз. жизни переходит к иностр. музыкантам. В 1732 в Гааге создаётся вок.-инстр. капелла под упр. нем. дирижёра А. Гронемана (для исп. европ. музыки). Гастролируют иностр. оперные труппы, дают авторские концерты европ. знаменитости, в т. ч. А. Вивальди (1738) и юный Моцарт (в 1765; написал здесь Гаагскую симфонию B-dur, Фантазию для оркестра на темы голл. гимна и австр. песен и др. произв.). В Амстердаме издаются произв. крупнейших европ. композиторов A. Корелли, А. Вивальди, А. и Д. Скарлатти, Г. Ф. Генделя и др. Местные композиторы А. ван Норд, С. де Конинк, Г. Хавинга, скрипач П. Хеллендал, B. де Фес и др. (они писали инстр., хор. произв. и музыку для небольших оркестров) успеха не имели (нек-рые даже публиковали свои сочинения под итал. псевдонимами, напр. Ди Кастельбьянко псевдоним К. ван Бланкена). Появляются первые эклектичные нидерл. оперы, созданные в традициях европ. классицизма, "Торжествующая любовь" ("De triomfeerende min", 1673, Гаага) К. Хакуарта, композитора и гамбиста. Нидерл. муз. культура уступает ведущее место немецкой (в нач. 18 в. традиц. муз. образование в певч. школе, подобно старым контрапунктистам, получает фламандец Л. ван Бетховен дед великого нем. композитора, затем переехавший в Бонн, где служил капельмейстером певч. капеллы).
С кон. 18 в. в Нидерландах развивается публич. конц. жизнь. Муз. коллегии преобразуются в конц. об-ва. В 1777 возникло науч. и культурное об-во "Счастья достойные" ("Felix Meritis", существовало до 1889) с оркестром и собств. конц. залом, где дирижерами выступали комп. Б. Рулофс и Й. Ферхюлст. С 1796 проходили воскресные концерты об-ва "Музыкальное просвещение" ("Eruditio musicalis"). Эпизодически ставились оперы европ. композиторов (на сценах драм. театров, гл. обр. силами иностр. артистов). Продолжали создаваться и нидерл. оперы в традициях классицизма "Земира и Азор" (1783), "Ричард Львиное Сердце" (1792) Б. Рулофса и др. В 1-й пол. 19 в., после культурного застоя в годы франц. господства (17951813), в результате получения гос. независимости намечается подъём Н. м. Выдвигаются комп. Й. Ферхюлст (ученик Ф. Мендельсона; орк., камерная, хор. церк. музыка, песни на сл. голл. поэтов), Р. Хол (хоры, нац. песни), В. Николаи (нац. детские песни), в творчестве к-рых ощутимы нем. умеренно-романтич. влияния (преим. лейпцигской школы), поскольку они обучались в Германии. Развивается нац.-демократич. муз. культура; пробуждается интерес к нац. музыке и фольклору, создаются нац. муз. учебные заведения, широко развивается конц. жизнь. В Гааге открылась первая муз. школа Королевская (1826-46), было создано "Об-во поощрения музыки" (1828), к-рое поддерживало премиями нац. композиторов, устраивало концерты их музыки, издавало их произв., открыло собств. муз. школу (1853), содействовало организации хор. коллективов, муз. школ в разл. городах страны и консерватории в Амстердаме (1884). Об-во "Хармоника" ("Harmonica", 1815, Гаага), преобразованное в об-во "Дилигенция" ("Diligentia", 1821), давало концерты, в к-рых выступали нем. дирижёры С. Ганц, И. Любек, голл. дирижёры и композиторы Ферхюлст, Хол, В. Менгельберг (до 1906). Концертами об-ва "Будущее" (с 1855) руководил дирижёр В. Николаи. Проводились публич. концерты на открытом воздухе, в них участвовали Корол. воен. капелла в Гааге (с 1829) и Парковый оркестр в Амстердаме. В 1841 было учреждено муз. об-во "Цецилия", в 1875 Корол. об-во нидерл. музыкантов (в Амстердаме), имевшее многочисл. отделения в др. городах. Кон. 1870-х 80-е гг. отмечены подъёмом Н. м. (и нац. культуры в целом). Выдвигается первый нац. комп. Б. Зверс (симфонии, песни и хоры на собств. тексты), стремившийся к созданию нац. муз. стиля. Возникает нац. муз. школа, возглавлявшаяся комп. А. Дипенброком и Й. Ваге-наром. Дипенброк, друг Г. Малера, несмотря на своё увлечение нем. романтич. поэзией, творчеством И. В. Гёте и антич. т-ром, одним из первых обратился к нац. источникам (песни, театр. музыка, "Праздничная месса" и др.), ознаменовав начало формирования нац. стиля; его выразителем был также органист, дирижёр и комп. Вагенар, использовавший нац. сюжеты и мелодии в программных симф. поэмах ("Саул и Давид" по картине Рембрандта и др.), увертюрах ("Морское путешествие Фритьофа" и др.), в кантатах (в к-рых ощутимо влияние Г. Берлиоза и Р. Штрауса), воспитавший мн. совр. нидерл. музыкантов за годы своей педагогич. деятельности (с 1904 рук. муз. школы в Утрехте, в 1919-37 директор Корол. консерватории в Гааге, открытой в 1908). Нидерл. нар. мелодии использовали К. Доппер (в программных симфониях "Рембрандт", "Амстердамская" и др.), Ю. Рёнтген (опера "Смеющийся кавалер" из жизни художника Ф. Халса, "Северная баллада" для орк.; крупнейший собиратель нац. фольклора, опубликовал сб. старинных нидерл. нар. мелодий). В 1882 в Амстердаме было осн. завоевавшее мировую известность конц. об-во "Консертгебау" с собств. конц. залом, хором и симф. оркестром (рук. В. Кес, В. Менгельберг, О. ван Бейнум, Э. Йохум, В. ван Оттерло, Б. Хайтинк; с оркестром работали крупнейшие иностр. дирижёры П. Монтё и Б. Вальтер). В 1889-1918 в Гааге выступал оркестр "Резиденси" (его рук. и дирижёры основатель Гаагской консерватории X. Виотта, затем П. ван Анрой, Ф. Схюрман и В. ван Оттерло). В 1890 создано Об-во нидерл. органистов (издавало журн. "Orgel"). Развитию опорного иск-ва способствовали Вагнеровское объединение ("Вагнер-Веренинг", 1883, рук. X. Виотта; исполняло до 1912 исключительно вагнеровские оперы, затем и произв. др. композиторов, в т. ч. современных) и нац. оперные труппы "Холландсе онера" (1886-94, основатель и рук. Й. Г. де Грот; ставила на голл. яз. нац. оперы С. ван Миллигена, Я. Брандт-Бёйса, В. Ландре и др.), "Де Недерлансе онера" (1894-1901, основатель и рук. К. ван Линден), Нац. опера (1916-23, рук. Г. X. Копман). Выдвигаются нац. оперные артисты: Я. Урлюс, А. ван Рой, К. Энгелен-Севинг.
В Н. м. были сильны влияния франц. импрессионизма (К. Дебюсси), нем. неоклассицизма, позднего романтизма и экспрессионизма (М. Регер, Р. Штраус, Г. Малер и др.). Выдвигаются новые музыканты, объединившиеся в 1911 в Об-во нидерл. композиторов. Среди них Я. ван Гилсе (5 симфоний, Вариации на нар. голл. тему, оратория, опера "Тиль Уленшпигель"), В. Ландре (оперы, вок.-симф. произв., в т. ч. "Реквием памяти жены" "Requiem in memoriam uxoris"), Б. ван ден Сигтенхорст-Мейер (произв. на тексты нац. мистич. поэзии 17 в., фп. пьесы "Старый Китай", "Шесть видов на Фудзи" и др.), А. Вормолен (хореографич. фантазии, программные симф. сюиты, рисующие нац. историч. портреты, инстр. концерты с оркестром).
Новые совр. тенденции в Н. м. после 1-й мировой войны 1914-18 получили развитие в связи с новаторским "абстрактным" иск-вом голл. живописцев, положивших начало совр. дизайну (П. Мондриан, группа "Де стийл" и др.). Возникает Нидерл. об-во совр. музыки (1930); его рук. X. Загвейн, музыкант-философ, использовавший средства политональности и полиметрии (септет для струнных, проникнутый мистич. настроениями, 1932, и др.), М. Фермелен, писавший атональную музыку (2-я симфония, соч. 1920, получила премию в 1953 на конкурсе в Брюсселе), С. Дресден (хоры в стиле старой Н. м., исполнявшиеся созданной в 1914 и руководимой им капеллой "Мадригал", сонаты, квартеты, опера "Франсуа Вийон"), Д. Рёйнеман, занимавшийся поисками "абсолютного звука" тембровых звуковых закономерностей и др. экспериментами в области соноризма (экзотич. звучания и необычные комбинации инструментов пьесы для 3 флейт, челесты, арфы, 2 мандолин, 2 гитар, колокольчиков; применил электрич. колокольчики в симфонии, 1930; концерт для оркестра, 9 фп. сонат и др.). Их современники X. Андриссен (преим. церк. музыка, орг. и вок. произв., соч. для хора и голоса с органом или оркестром), М. Монникендам (месса, псалмы, гимны, "Те Doum", Священная симфония Symphonia Sacra и др. осн. на нац. мелодиях произв., в к-рых ощутимо влияние А. Онеггера). В. Пейпер, ведущий, наиболее самобытный нидерл. композитор 1-й пол. 20 в., используя нек-рые приёмы старых нидерл. полифонистов, строил свои симфонии, инстр. концерты, сонаты, квартеты на основах политональности, полиметрии и разработанного им принципа "зерна" ("germ cell") аккорда или мелодич. оборота, из к-рого вырастает муз. ткань. Выдающийся педагог, Пейпер оказал большое влияние на совр. нац. композиторскую школу также через своих многочисл. учеников и последователей, выдвинувшихся в 1930-е гг. Среди них Г. Ландре ("Поминальная оратория", исполняющаяся по нидерл. радио в день поминовения павших во 2-й мировой войне 1939-45; орк. произв.), К. ван Баттен (вариации для оркестра и др. произв., осн. на 12-тоновой технике), X. Бадингс, последователь M. Регера и П. Хиндемита, Р. Эсхер, Й. Хенкеманс и др. В 1944 нидерл. поэты и музыканты создали 3-томный "Новый песенник гёзов", явившийся выражением нац. протеста против оккупации. С кон. 1940-х гг. с творч. позиций авангардизма выступили Я. Герадс, использующий гл. обр. технику додекафонии и в то же время опирающийся на нар. Н. м. (вариации для оркестра на тему детской голл. песни, 5 импровизаций для фп. на тему любовной нар. песни 16 в. и др.), Ю. Андриссен, ученик О. Мессиана и С. А. Кусепицкого, пришедший от неоклассицизма (Концерт для оркестра, 1947) к соноризму ("Абстракции" для фп., осн. на вибрации отд. звуков и интервалов), Т. де Леув, ученик К. Хартмана и О. Мессиана, занимающийся ритмич. и этномузыкальными проблемами (4 ритмич. этюда, 3 африканских этюда и др. произв. для фп., осн. на серийной технике; струн. квартет, сюита для электронных инструментов и др.). Среди совр. композиторов авангардисты X. Кокс, О. Кеттинг, П. Схат (последователь П. Булеза и Дж. Кейджа), М. Флотхёйс. Композиторы Ю. Андриссен, Т. де Леув, М. Менгельберг, П. Схат, Я. ван Флейман создали коллективную оперу "Реконструкция", включающую электронную музыку. Среди совр. исполнителей клавесинист Г. Леонхардт, пианисты К. де Грот, Л. Понсе, Й. Хенкеманс; певцы Т. Вайле, Ф. Вронс, Г. Жекман, певицы М. Арден, Г. Браувенстейн и др.
Муз. жизнь страны поддерживают многочисл. муз. об-ва и союзы, возглавляемые Корол. об-вом нидерл. музыкантов. В 1928 осн. Союз симф. дирижёров Голландии, в 1965 Союз музыковедов. Крупнейшее хор. объединение рабочего муз. движения "Голос народа" (с 1907, Гаага). Среди др. хоров "Аполло" (муж. хор, Амстердам), "Гаагские певцы" (1917). В 1945 осн. "Нидерландский балет", возобновлена "Де Недерландсе опера" (в качестве постоянного оперного т-ра, создана на средства муниципалитетов Амстердама и Гааги; выступает также в Роттердаме, Утрехте). Возникают оперные компании "Де Зёйд-Недерландсе опера" (Маастрихт, 1948) и "Форум" (Энсхеде, 1955), объединения камерных исполнителей "Камерная музыка". Известные нидерл. струн. квартеты "Музыка" (1901-14), Гаагский (1918-30), Ю. Рёнтгена (с 1940). Совр. музыку пропагандируют об-ва "Новая музыка" (Гаага), Гаагский художеств. клуб (1945) и "Donemus" ("Даруем", 1947), "Молодёжь и музыка". С 1948 проходят ежегодные летние муз. фестивали в Амстердаме. В стране 12 симф. оркестров, ведущие Амстердамский (1951, гастролировал в Ленинграде, Таллине, Москве, 1971-72) и Гаагский корол. оркестр ("Резиденси", 1904), с к-рым выступали дирижёры А. Тосканини, Г. Вуд, А. Боулт, П. Монтё, Г. Абендрот, К. Шурихт, Дж. Селл, Э. Ансерме, Л. Бернстайн и др. Работают 7 консерваторий: в Амстердаме (2), Гааге, Роттердаме, Утрехте, Маастрихте, Тилбурге; 3 муз. лицея, Нидерл. ин-т католич. церк. музыки, спец. училище для подготовки церк. музыкантов и звонарей. В ун-тах Амстердама, Лейдена и Утрехта имеются ф-ты истории и теории музыки. В Амстердаме выходят муз. журналы, а также ежегодник "Tijdskrift voor Muziekwetenschap" (с 1882), ежемесячник "Mens en Melodie" (с 1946), "Sonoi'um speculum" (с 1958, 4 раза в год); имеется муз. отдел в журн. "A review of Art Life" (с 1958, 1 раз в квартал).
Страницы из рукописи 16 в., содержащей 15 месс композиторов нидерландской школы. Оглавление и строки из мессы Клода Барбара де Дивитиса. (Манускрипт No 3, хранящийся в библиотеке муниципалитета г. Камбре, Франция. Публикуется впервые.)
Литература: Иванов-Борецкий М. В., Музыкальноисторическая хрестоматия, вып. 1-2, М., 1933-36; Кузнецов К. A., Музыкально-исторические портреты, М., 1937, гл. 1; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, М. Л., 1941, с. 305-469, т. 2, ч. 2, М., 1959, с. 73 138; Burney Ch., The present state of music in Germany, The Netherlands and United Provinces, v. 1-2, L., 1773, 1775, рус. пер.: Бёрни Ч., Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1772 г. по Бельгии, Австрии, Чехии, Германии и Голландии, М. Л., 1967; Gregoir Е. G. J., Biographie des artistes-musiciens nйerlandais des XVIII et XIX s...., Brux., 1864; Straeten E. van der, La musique aux Pays-Bas avant le XIX s'иcle, v. 1-8, Brux., 1867-88; Besseler H., Die Musik des Mittelalters und der Renaissance, Potsdam, (1931); Gerold Th., La musique de la fin du XIV s. а la fin du XV s., P., 1940; Borren С h. van den, Etudes sur le XVe siиcle musical, Anvers, 1941; Backers С., Nederlandsche componisten van 1400 tot op onzen tijd,'s-Gravenhage, (1942), (1948); его же, Geschiedeius van de muziek in de Nederlanden, Bd 1-2, Amst. Antv., 1948-51; Contemporary music from Holland, Amst., (1953), Reese G., Music in the Renaissance, N. Y., (1954), 1959; Het toonkunstenaaresboek van Nederland, hrsg. v. S. Smits van Waesberghe S. J., Amst., (1956); Wolff Chr., Die Musik der alten Niederlдnder, Lpz., 1956; Musik in Holland, ed. by E. Reeser, Amst., (1959); The New Oxford History of Music, v. 3, Ars nova and the Renaissance, 1300-1540, L. N.Y. Toronto, 1960: Musik im niederlдndisch-niederdeutschen Raum, hrsg. von K. G. Feilerer, Kцln, 1960. см. также лит. при статьях Нидерландская школа, Месса, Контрапункт, Полифония.Л. Г. Бергер.