Музыкальная энциклопедия - ракоходное движение
Связанные словари
Ракоходное движение
На практике различаются следующие случаи употребления Р. д.: 1) в к.-л. одном голосе (подобно упомянутым имитациям В. А. Моцарта и Л. Бетховена); 2) во всех голосах как способ образования производного построения (аналогично приведённым примерам из соч. Г. де Машо и Й. Гайдна); 3) ракоходный канон (напр., у И. С. Баха). Кроме того, Р. д. может образовывать весьма сложные комбинации с др. способами мелодич. преобразования темы. Так, примеры зеркально-ракоходного канона имеются у В. А. Моцарта (Четыре канона для двух скрипок, K.-V.Anh. 284 dd), Й. Гайдна.
Й. Гайдн. Зеркально-ракоходный канон.
В связи с возросшим интересом к старинной музыке в 20 в. возрождается интерес и к технике Р. д. В композиторской практике встречаются примеры как сравнительно простые (напр., Имитация Е. К. Голубева, в сб. "Полифонические пьесы", вып. 1, М., 1968), так и более сложные (напр., в No 8 из "Полифонической тетради" Щедрина реприза представляет собой ракоходный вариант начального 14-тактного построения; в трёхголосной фуге in F из неоклассического по общей ориентации фп. цикла П. Хиндемита "Ludus tonalis" образуется симметричное построение от такта 31), иногда достигающие изощрённости (в том же соч. Хиндемита открывающая цикл прелюдия и завершающая его постлюдия представляют собой первоначальное и производное соединения зеркально-ракоходного контрапункта; в No18 из "Лунного Пьеро" Шёнберга первые 10 тактов первоначальное соединение в форме двойного канона, далее ракоходное производное, усложнённое фугированным построением в партии фп.). Чрезвычайно разнообразно применение Р. д. в серийной музыке. Оно может быть присуще самой структуре серии (напр., в серии f-е-с-a-g-d-as-des-es-ges-b-h, лежащей в основе "Лирической сюиты" Берга, 2-я половина представляет собой транспонированный ракоходный вариант первой); ракоходное преобразование как серии (см. Додекафония), так и целых разделов произведения является обычным композиционным приёмом в додекафонной музыке. Для характеристики методов использования Р. д. в додекафонии весьма показателен вариационный финал симфонии ор. 21 Веберна (см. пример ниже).
Верхний голос темы (кларнет) 12-звуковая серия, 2-я половина к-рой транспонированный вариант 1-й; форма 1-й вариации ракоходный (см. в ней такт 7) двойной канон в обращении; Р. д. содержится во всех вариациях финала симфонии. Характер использования Р. д. определяется творческим замыслом композитора, применение Р. д. в рамках серийной музыки может быть очень разным. Напр., в финале 3-й симфонии Караева, где структура серии зависит от особенностей азербайджанских нар. ладов, начальное построение повторяется (см. цифру 4) в виде ракоходного производного соединения.
В "Полифонической симфонии" эст. композитора А. Пярта начальные 40 тактов из коды 1-й части (цифра 24) канон, идущий crescendo, далее канон в Р. д. diminuendo; строгая звуковая конструкция в данном случае воспринимается слушателем как некий вывод, осмысление, логическое обобщение исключительно напряжённого предшествующего муз. действия. Р. д. встречается в поздних соч. И. Ф. Стравинского; напр., в Ричеркаре II из Кантаты на тексты англ. поэтов осложнённая канонами партия тенора обозначена "Cantus cancri-zans" и слагается из 4 вариантов серии. В "Canticum sacrum" 5-я часть представляет собой ракоходный вариант 1-й, и такое использование Р. д. (как и многое в муз. символике этого соч.) отвечает манере старинных контрапунктистов. Контрапунктич. образования, полученные в результате применения Р. д., совр. теория полифонии выделяет в самостоят. вид сложного контрапункта.
Литература: Riemann H., Handbuch der Musikgeschichte, Bd 2, Tl 1, Lpz., 1907, 1920; Feininger L. К. J., Die Frьhgeschichte des Kanons bis Josquin des Prez, Emsdetten, 1937.В. П. Фраёнов.