Музыкальная энциклопедия - турина х.
Связанные словари
Турина х.
Т. яркий представитель новой испан. муз. школы, продолжатель традиций Ренасимьенто. В его обширном творч. наследии преобладает инстр. музыка, гл. обр. программная (сцены, картины и образы, взятые из испан. нар. жизни). Наиболее известны симф. поэма "Шествие, посвящённое окроплению святой водой", 3-частная "Севильская симфония", фп. пьесы. Музыка Т. ярко национальна; в своих соч. использовал ритмо-интонац. и ладовые особенности андалусского фольклора, а также приёмы нар. музицирования, в частности нар. манеры игры на гитаре. Для стиля Т. типичны острая, часто танц. ритмика, полиритмия, ладовое многообразие, терпкая красочная гармония, элементы политональности, свобода мелодич. развёртывания, частые контрастные сопоставления. Его сочинениям свойственна конструктивная стройность.
Сочинения: оперы Марго (муз. комедия, 1914, Мадрид), Сад Востока (Jardin de Oriente, 1923, Мадрид); для орк. симф. поэмы Шествие, посвящённое окроплению святой водой (La procesiуn del Rocнo, 1913), Рождественское евангелие (Evangelio de Navidad, 1915), Фантастические танцы (Danzas fantбsticas, 1920), Севильская симфония (Sinfonнa Sevillana, 1920), хореографич. фантазия Ритмы (Ritmos, 1928); симф. рапсодия для фп. с орк. (1931); камерно-инстр. ансамбли сонаты для скр. и фп. (1929; 2-я Испанская, 1934), Классич. вариации для скр. и фп., струн. трио (1926), фп. трио (1933, 1942), фантазия Круг (Cнrculo, для фп. трио, 1936), струн. квартет (1911), фп. квартет (1931), Андалусская сцена (Escena Andaluza, для фп. и струн. квартета, 1912), Молитва тореро (La oraciуn del torero, для струн. квартета, включающего лютню, 1925), Серенада для струн. квартета (1935), фп. квинтет (1907); для фп. сюиты: Севилья (Sevilla suite pintoresca, 1909), Уголки Севильи (Rincones sevillanos, 1911), Сады Андалусии (Jardнnes de Andalucнa, 1924), Мальорка (1928), юмористич. сюита Радио Мадрида (Radio Madrid, 1931), 3 андалусских танца (Trиs danzas andaluzas, 1912), циклы: Испанские женщины (Mujeres espaсolas, 2 серии, 1917, 1932), Испанские сказки (Cuentos de Espaсa, 2 серии по 7 пьес, 1918, 1928), Танцы на народные испанские темы (Dos danzas sobre temas populаres espaсoles, 1927), Цыганские танцы (Danzas gitanas, 2 цикла, 1930, 5 пьес; 1934), Силуэты (Siluetas, 1932) и др.; пьесы для органа и для гитары; цикл для голоса с орк. Песни Севильи (Canto a Sevilla, 1925); песни и песенные циклы для голоса с фп.; музыка к спектаклям драм, т-ра, в т. ч. к пьесам "Рождество" ("Navidad", 1916), "Кающаяся грешница" ("La adъltеra pеnitente", 1917).Литературные сочинения: Enciclopedia abreviada de mъsica, v. 2, Madrid, 1917; Tratado de composicнon musical, v. 1, Madrid, 1947.Литература: Оссовский A., Очерк истории испанской музыкальной культуры, в его кн.: Избр. статьи, воспоминания, Л., 1961, с. 285-87; Берберов Р., Вступ. ст., в сб.: Турина X., Пьесы для фортепиано, вып. 1, М., 1968; Фалья М. де, Предисл. к "Краткой музыкальной энциклопедии" Хоакина Турины, в сб.: М. де Фалья. Статьи о музыке и музыкантах, М., 1971; Salazar A., La mъsica contemporanea en Espaсa, Madrid, 1930; Sopeсa P., Joaquin Turina, Madrid, 1943, 1956 (расшир. изд.); его же, Historia delа mъsica espaсola contemporanea, Madrid, 1958; Dean W., Joaquin Turina, "The Chesterian", 1949; Livermore A., A short history of Spanish music, L., 1972, p. 199-202.E. P. Бронфин.