Античная философия - диагор мелосский
Диагор мелосский
Арабский историк аль-Мубашшир ибн Фатик (11 в.), пользовавшийся «Историей философии» Порфирия, отмечал, что Д. был обвинен в безбожии в Афинах во время правления архонта Хария (Diag. fr. T 10). Это произошло не позднее 415, года постановки «Птиц» Аристофана, в которых цитируется приговор (Aves, 1073-1074). Д. бежал из Афин в Пеллену или до, или сразу после вынесения смертного приговора. Мелант в сочинении «О мистериях» приводит текст псефизмы, выбитый на медной стеле, поставленной на акрополе: «Тот, кто убьет Диагора Мелийца, получит золотой талант, тот, кто приведет его живого получит два» (fr. Τ 7а, 98), ср. Scholia in Aristoph. Aves = fr. T 8, со ссылкой на «Собрание постановлений» Кратера. Жители Пеллены не захотели выдать Д. афинянам, тогда те обратились за помощью к Пелопоннесскому союзу (Schol. in Aristoph. Ranas 320). О точной дате и месте смерти Д. ничего не известно; Афиней в «Пирующих софистах» замечает, что Д. погиб в результате кораблекрушения (Т 22 А). Вероятно, это вымысел, возникший, чтобы доказать, что божья кара все-таки настигла безбожника, тем более, что подобная легенда существует и об избежавшем наказания Прогпагоре (D. L. IX 55-57).
Д. известен как автор сочинения Ἀποπυργίζοντες λόγοι (Suda, S. v. Διαγόρας, 523), отвергающего традиционные представления о богах (Т 7 А-В, 9 Α-B). Р. Янко, вопреки мнению других исследователей, считает, что в т. н. Дервенийском папирусе содержится фрагмент этого трактата Д., в котором, исходя из натурфилософии Анаксагора, критикуется орфическая космогония.
Д. был включен Клитомахом Карфагенским (сер. 2 в. до н. э.) в список греческих безбожников, наряду с Продиком, Протагором, Феодором, Эпикуром. Эпикурейские авторы, а также Цицерон, Плутарх, Лактанций и Арнобий указывали, что Д. совершенно отрицает богов и провидение, в отличие от Климента Александрийского, считавшего, что Д. приобрел славу атеиста только потому, что познал ложность языческой религии, еще не познав истины, но заложив ее семя (Clem. Protr. II 24, 2-4).
Фрагм.: Diagorae Melii et Theodori Cyrenaei Reliquiae. Ed. M. Winiarczyk. Lpz., 1981; Jakoby F. Diagoras 6 Ἀθεος, APAW, Klasse für der Sprahen, 3. 1959; Lana I. Diagora di Meo9-AAT9 84, 1950, p. 161-205.
Лит.: Woodbury L. The Date and Atheism of Diagoras of Melos, Phoenix 19, 1965, p. 178-211; Winiarczyk M. Diagoras von Melos Wahrheit und Legende, Eos 67, 1979, p. 191-213, 68, 1980, p. 51-75; Brisson L. Diagoras de Mélos, DPhA II, 1994, p. 750-757; Janko R. The Derveni Papyrus (Diagoras of Melos, Apopyrgizontes logoi?): A New Translation, CPhil 96, 1, 2001, p. 1-32; Betegh G. Appendix: Diagoras and the Derveni author, Betegh G. The Derveni Papyrus. Cosmology, Theology and Interpretation. Camb., 2004, p. 373-380; Шахнович M. M. Диагор Мелосский античный критик религии, Научно-атеистические исследования в музеях. Л., 1989, с. 130-144; Она же. Сад Эпикура. СПб., 2002, с. 133-141.
M. M. ШАХНОВИЧ
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция
П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин
2008