Античная философия - диэреза
Диэреза
Деление понятий должно производиться непрерывно и до логического конца; его можно назвать завершенным, когда достигнуто знание о неделимом далее на противоположные определения виде или сущности, объекта (Phaedr. 277b, Polit. 287с). Яркие образцы использования диэрезы у Платона см. в диалогах «Софист» и «Политик». Например, софистическое искусство определяется так: творческое искусство подразделяется на божественное и человеческое, человеческое на создающее вещи и создающее их отображения, отображения на реальные и призрачные, призрачные на создаваемые посредством орудий и посредством подражания, подражание на умелое и мнимое, мнимое на наивное и притворное, притворное перед толпой (ораторское искусство) и перед отдельным человеком (софистическое искусство). Отсюда определение софистики: «творческое человеческое искусство, создающее призрачные отображения посредством мнимого, причем притворного подражания перед отдельным человеком» (Soph. 267a-268c).
Аристотель считал, что диэреза полезна только для определения существа (τί) данной вещи, которое невозможно без знания всех существенных свойств вещи, взятых в определенной последовательности (An. Post. 96b-97b). Метод диэрезы вошел в учебники платоновской философии в Среднем платонизме (Алкиноп) и неоплатонизме («Анонимные пролегомены к платоновской философии»). Знаменитое «древо» Порфирия построено на основе диэретического метода. В этике термин «диэреза» применял Эпиктет (Diss. II 6, 24; II 19, 15).
Лит.: Fragstein Α. von. Die Diairesis bei Aristoteles. Amst, 1967; Falcon A. Aristotle, Speusippus, and the Method of Division, CQ 50, 2000, p. 402-414.
Ю. А. ШИЧАЛИН
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция
П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин
2008