Античная философия - корнут луций анней
Корнут луций анней
Сохранилось составленное К. «Краткое изложение традиционного греческого богословия» (Ἐπιδρομή τῶν κατὰ τὴν ἑλληνικὴν θεολογίαν παραδεδομένων, лат. Theologiae Graecae compendium), в котором он систематизировал для учебных целей аллегорические интерпретации греческой мифологии, толкования имен греческих богов, во многом опираясь на традицию стоической аллегорезы с ее тяготением к этимологизированию. Напр., К. начинает свое изложение с толкования слова «небо»: «Небо, дитя мое, окружает землю и море, и все, что на земле и в море, потому оно и называется "небом" (οὐρανός), будучи границей (οὖρος) горних мест и отграничивая (ὁρίζων) [от них] природу» (Cornut. Theol. gr. 1, 1-4 Lang). Подобно тому, как людьми управляет душа, космос так же обладает душой Зевсом (Ζεύς), имя этого божества указывает на то, что он живет изначально, повсюду и дает жизнь (τὸ ζῆν) всему живому (3, 3—6); сам Зевс один из детей Кроноса (времени χρόνος) и Реи (потока); Гестию (Ἑστία) древние назвали так потому, что она всегда покоится (ἑστάναι), или потому, что от природы находится в самом внутреннем месте (ἐσωτάτω), или потому, что на ней, как на некотором основании, покоится весь космос (52, 4-9). Наряду и в дополнение к этимоло-гиям К. широко использует рационалистические и естественные толкования: пожирание Кроносом своих детей надо понимать в том смысле, что все порожденное во времени по закону движения вновь исчезает через некоторое время в соответствии с тем же законом, и т. д. По К., предпринятый им труд и избранный экзегетический метод призваны показать, что традиционное богословие и мифология не представляют собой случайные выдумки, что наши предки были способны понять природу космоса и рассуждали о ней посредством символов и загадок. Знание подобных вопросов полезно для утверждения истинного благочестия, освобождения от суеверия, воспитания у молодежи правильного отношения к жертвоприношениям и молитве.
К. был также известен как автор сочинения (возможно, комментария), посвященного «Категориям» Аристотеля. Вероятно, как и сочинение Афинодора, это была сводка возражений против учения о категориях Аристотеля, о чем можно судить по характеру ссылок на имя К. у Симпликия (Simpl. In Cat. 18, 28; 187, 31; 351, 23; 359, 1-6). По-видимому, это соч. К. тождественно соч. «Против Афинодора и Аристотеля» (Simpl. In Cat. 62, 27), у Порфирия оно упомянуто как «Против Афинодора» (Porph. In Cat. 86, 24). Ему принадлежало также соч. «О вещах, обладающих определенным состоянием» (Пер έκτων), известное только по названию (см.: РОху. 52, 12-13); по поводу термина το έκτον см.: SVF II 471 и Simpl. In Cat. 163, 31; 209, 11, где о термине то έκτον говорится как об одной из проблем для исследования и категориального анализа. Другие сочинения К. были посвящены риторике и поэзии, точные названия их не известны.
Соч.: Cornuti theologiae graecae compendium. Rec. С. Lang. Lpz., 1881; Mazzarino A. Grammaticae Romanae Fragmenta aetatis Caesareae. Torino, 1955, p. 167-205; Переводы: Hays R. S. Lucius Annaeus Cornutus' Epidrome (Introduction to the traditions of Greek theology). Introd., tr., notes. Diss. Texas, Austin, 1983; Корнут Луций Анней. Греческое богословие. Пер. M. M. Позднева. СПб., 2003.
Лит.: Nock A. D. Kornutus, RE, Suppl. Bd. 5, 1931, S. 995-1005; MORAUX, Aristotelismus II, 1984, S. 592-601; Most G. W. Comutus and Stoic Allegoresis, ANRW II 36, 3, 1989, p. 2014-2065; Long A. A. Stoic Readings of Homer, Homer's Ancient Readers. The Hermeneutics of Greek Epic's Earliest Exegets. Ed. by R. Lamberton, J. J. Keaney. Princ, 1992, p. 41-66; Fuentes-Gonzalez P. P. Cornutus, DPhA II, 1994, p. 460-473.
M. А. СОЛОПОВА
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция
П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин
2008