Античная философия - максим эфесский
Максим эфесский
В соч. Евнапия «Жизни философов и софистов» М. изображен в духе после ямвлиховской историографии «божественным мужем», теургом, мистиком, прибегавшим к экстатическим состояниям (ср. Eunap. V. Soph. 475), и предсказателем (т. е. тем, кто занимается πρόγνωσις), толковавшим волю богов и склонявших их силу на свою сторону; по Евнапию, М. профессионально занимался предсказаниями, и большую часть его клиентов составляли придворные имп. Юлиана. С самим императором М. состоял в переписке, сохранилось несколько писем, ему адресованных. В одном из них Юлиан обращается к М. с просьбой дать оценку его литературному творчеству и решить, стоит ли публиковать его сочинения. О почтительном отношении Юлиана к М. говорит и обращение καθηγεμών (вождь, руководитель), которое использует Ю. О личности М. в связи с его влиянием на имп. Юлиана сообщают историк Аммиан Марцеллин, ритор Либаний, Фемистий, церковные авторы Зосима, Сократ Схоластик, Созомен, Фео-дорит.
Согласно Суде (Suda, M 174, 1), M., учитель Юлиана, и Максим Византийский одно лицо (что неверно, ср. Socr. Hist. Eccl. Ill 1, 48), и этому Максиму приписываются сочинения: «О неразрешимых противоречиях» (Περὶ ἀλύτων ἀντιθέσεων), «О началах» (Περὶ καταρχῶν), «О числах» и некий «комментарий на Аристотеля» (ὑπόμνημα εἰς Ἀριστοτέλην). Возможно, M. действительно был автором комм, к «Категориям» Аристотеля (ср. Simpl. In Cat. 1,15 сл.), что было исключительным фактом в истории Пергамской школы. Упомянутое сочинение «О началах» сохранилось, однако авторство этой гекзаметрической поэмы, посвященной астрологической прогностике, принадлежит не М. Эфесскому, но Максиму Эпироту.
Лит.: Delflm Santos F. Maxime (d'Éphèse?), DPhA IV, 2005, p. 313-322. См. лит. к ст. Пергамская школа.
М. А. СОЛОПОВА
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция
П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин
2008