Античная философия - моним
Моним
Диоген Лаэртий сообщает о трех сочинениях М.: «Безделицы и в шутку И всерьез» (Παίγνια σπουδῇ λεληθυίᾳ μεμιγμένα), «Ο побуждениях» (Περὶ ὁρμῶν) и «Протрептик». Невозможно установить, какому сочинению принадлежат сохраненные доксографами изречения. Возможно, тема соч. «О побуждениях» была связана с установкой на «побуждение к истине», о котором сообщает Диоген Лаэртий (см. выше), и в нем М. развивал мысль своего наставника Диогена Синопского о жизни в согласии с природой, т. е. с естественными побуждениями (гипотеза Dudley, p. 41).
Наиболее известное высказывание М. зафиксировано в двух версиях: «Все нами воспринятое иллюзорно» (τῦφον) (из комедии Менандра «Конюший», цит. по D. L. VI 83, ср. Марк Аврелий, Размышления II, 15) и «все иллюзия» (τῦφον τὰ πάντα) (Sext. Adv. math. VIII 5), что Секст толкует как мнение «о несуществующем как о существующем». Кроме этого, имеются два изречения М. вполне в кинической стилистике обличения богатства и невежества: «От богатства судьбе тошно» (Stob. IV 31с, 89 = SSR II, cap. V G, fr. 4); «Лучше уж слепой, чем невежа: первый может упасть, а второй пропасть» (Stob. II 31, 88 = SSR, fr. 5).
Источники: GIANNANTONI, SSR II, p. 519-521 (cap. V G. Monimus Syracusanus).
Лит.: Fritz K. v. Monimos(10),-RE,XVI, 1, 1933,col. 126-127; DudleyD. R. A History of Cynicism. L., p. 40-42; Döring К. GGPh, Antike 2. 1, 1998, S. 302-304; Goulet-Cazé M-O. Monime de Syracuse, DPhA IV, 2005, p. 549-552.
M. A. СОЛОПОВА
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция
П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин
2008