Энциклопедия эпистемологии и философии науки - лингвистический поворот
Лингвистический поворот
Дальнейшее развитие философских исследований в рамках Л. п. было связано с анализом естественного языка и языковой прагматики. Существенное влияние на подход к языку оказали, в частности, работы Э. Сепира (см. Сепира—Уорфа гипотеза), взгляды которого явно противостоят реализму в философии языка. Согласно его концепции «лингвистической относительности», язык не выражает структуру мира, а, скорее, формирует образ мира человека, пользующегося языком. Из этого следует, что носители разных языков имеют совершенно различное представление о реальности. При этом вопрос о «реальности самой по себе» оказывается эквивалентен вопросу о «вещи самой по себе» в философии Канта. Подобные взгляды на язык были затем развиты в рамках прагматического анализа. Так, согласно У Куайну, картина мира, фиксируемая в структуре используемого в том или ином сообществе языка, принимается исключительно из прагматических соображений. Основная функция языка состоит не в выражении знаний о мире, а, главным образом, в обеспечении коммуникации в сообществе. Анализ коммуникативных возможностей языка был начат еще Ч.С. Пирсом. В 20 в., наиболее значительные продвижения в этом направлении связаны с поздними работами Витгенштейна. В них утверждается, что смысл языковых выражений определяется не отношением к реальности или к сознанию, а лишь характером употребления этих выражений в сообществе; образ мира и содержание сознания человека рассматриваются как нечто производное по отношению к правилам употребления языка. Дальнейшим шагом в этом направлении можно считать трансцендентальную прагматику К.-О. Апеля, который не только обращает внимание на роль коммуникативных языковых правил в формировании картины мира, но пытается показать их априорный характер. В его концепции коммуникативные нормы выполняют функцию, подобную функции категорий рассудка у Канта. Они составляют внеэмирический базис мышления и в этом качестве определяют как структуру реальности, так и методы научного познания.
Г.Б. Гутнер
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009