Энциклопедия эпистемологии и философии науки - воображение
Воображение
Понятийно и терминологически В. было определено в античной философии при рассмотрении геометрических объектов. Его способность соединять интеллигибельное и чувственно постигаемое Платон пытался определить через состояние сна; Прокл назвал ее «фантазией». Сферой действия В. считался воображаемый мир, но содержательно он был уже наполнен опытом «нарождающейся науки». Само В. (фантазия) воспринималось не как произвольная, а как направленная мысленная операция с умопостигаемым содержанием. Птолемей рассматривал свои математические гипотезы как «воображаемые фикции». В. понималось как имеющее непосредственное отношение к поискам истины, которая добывается не только «телесными глазами», но и «духовным оком», способным проникнуть в «безвидное» (Платон). Специфическая способность В. соединять наглядно-образные представления и чисто умозрительные идеи, предположения, домыслы проявилась в создании так называемых донаучных картин мира, содержащих гипотезы относительно происхождения Земли, устройства мироздания, Вселенной и т.д., которые определяли уровень развития знания, формировали мировоззрение.
Философско-гносеологическая трактовка В. сложилась в Новое время: акцентируется его рациональный характер, способность к обобщению, абстрагированию, соединению чувственного и рационального не только в образе, но и в языке. Кант отводил В. ключевую роль в процессе познания, разработал учение о продуктивной способности В. и его многочисленных функциях, раскрыл связь В. с понятийным мышлением и выражением представлений в слове, которое уже само по себе является обобщением; определил синтез и связанный с ним процесс систематизации как действие В. по упорядочению и созданию единства знания в целом. Кант считал, что высшая деятельность В. проявляется в области идей. Гегель определил место В. в структуре познания как связанное с представлением, выделив три ступени представления: припоминание, силу воображения и память; особенно отметил «силу» В. (Einbildungskraft), его напряжение, активность и действенность. Гегель различал воспроизводящую (вызывающую образы без непосредственного созерцания) и ассоциирующую силу В. как деятельность более высокого порядка, состоящую в отнесении образов друг к другу, подведении единичных предметов под всеобщие и придании образности всеобщему; показал зависимость обеих от богатства памяти как арсенала образов. Этот аспект получил развитие в психологии (Т. Рибо, Л.С. Выготский). В познавательном смысле, как «помощника в познании», В. рассматривал Ж. Пиаже.
В 20 в. развивается традиция трактовки В. в связи с креативной деятельностью и в контексте проблем антропологии, психоанализа, герменевтики, экзистенциализма (3. Фрейд, К. Г. Юнг, Э. Кассирер, Г.Г. Гадамер и др.). Выявляется роль В. в научном познании, где практически все этапы в явном или неявном виде связаны с функциями В. — от замысла, «ядра» в виде образа (Kemgestalt) до выявления искомого факта и перевода его в понятие. Особенно активно В. на стадиях планирования, моделирования, технического конструирования, знакового выражения результата. В совокупности всех своих функций В. участвует в создании «научной картины мира», которая предполагает сложный синтез теоретического знания и образных представлений не только из естествознания, но и из других областей. Многие ее компоненты остаются «непрозрачными» для обыденного сознания, требуют расшифровки, перевода в доступные образы, тем не менее такое видение мира приобретает гносеологический статус, нормативное значение и становится показателем общекультурного развития. Адекватность восприятия, совоображение — обязательное условие эффективности действия В.
В. является важнейшей личностной характеристикой человека; предстает как сложный комплекс представлений и образов, определяющих поведение человека, его действия, стремления, желания, внутренние переживания, эмоциональный мир, включая творчество в каждодневной жизни как необходимое условие существования (Л.С. Выготский), как «животворящее начало» (К. Паустовский), «главная сила души человеческой» (Э.В. Ильенков, Ф.Т. Михайлов).
И.П. Фарман
В. — одна из высших психических функций. Оно осуществляет произвольную регуляцию познавательных процессов, управляет эмоционально-потребностными состояниями человека, создает внутренний план действий. Оно занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. В отличие от восприятия, В. отрывается от наличной ситуации и выполняет функцию идеального опережающего отражения действительности в форме образа; первичного — складывающегося в сознании индуктора, и вторичного — возникающего в голове реципиента, т.е. является основой наглядно-образного мышления. От мышления В. отличает то, что оно воспроизводит образы в их индивидуализированной единичности, а мышление — обобщенно и схематизированно. От памяти воображенное отличается общей проекцией образов: В. связано с будущим, а память — с прошлым. К разновидностям В. относят фантазию, мечты, сновидения, галлюцинации, грезы.
Механизм В. недостаточно изучен. Можно предположить, что он складывается из единства рационально-логических и оценочных, эмоционально-чувственных составляющих психики. Рационально-логические элементы реализуются в процессе осуществления активной и продуктивной форм В., когда человек волевым актом вызывает у себя релевантные образы и выстраивает их в соответствии с намеченным планом, целью. Эти формы В. реализуются в научном, техническом, художественном видах творчества. В них В. часто связано с интуицией: замысел, идея работы могут формироваться в то время, когда внимание субъекта сосредоточено на мечтах, фантазиях и пр., что созвучно с известным призывом «мыслить в сторону», содержащимся в работах Лагранжа, Пуанкаре, Адамара, Эйнштейна и др. Отсюда — ассоциативность и диссоциативность образов В., которую исследовали, напр., ассоциативная психология 19 в., Бергсон; а Дильтей, Коллингвуд, Дрей и др. использовали при конструировании методологических средств познания истории.
В репродуктивных и пассивных формах, как воспроизведение реальности в форме данности, В. преимущественно влияет на погребностно-эмоциональную сферу сознания. Здесь оно почти смыкается с восприятием и памятью, хотя и оперирует образами, которые соотносятся с чувствами человека. В. наполняет предметным содержанием потребности, придавая им устойчивую направленность, превращая их в установку на встречу с воображаемым предметом удовлетворения потребности. Управляемое эмоциональным фактором, В. является отражением так или иначе настроенного субъекта, а не дифференцированной картиной объективной действительности. Активность В. в эмоционально-чувственной сфере проявляется в том, что возникающие образы могут не иметь никакого референта в реальности; напр., образ Химеры, часто используемый как обозначение любой фантазии вообще. Обратная связь В. с эмоциями названа в психологии «законом эмоциональной реальности В.» или «законом реальности чувств». Это выражается в том, что фантазии вызывают вполне реальные переживания; в том, что воображаемый объект и создавший его акт В. в сознании субъекта могут совпадать, что приводит к поддающимся констатации физиологическим и психическим реакциям человека. В. может быть спонтанным или начинаться с волевого акта субъекта. Работа В. включена в процесс самоопределения личности, так как мечты, наряду с целями, задают направление ее жизненного пути. Учение Канта о схематизме понятия, создаваемом В., обозначило возможные способы связывания чувственного и рассудочного познания, но преобладание в философии и психологии конца 19 — начала 20 вв. позитивистского тезиса о сводимости В. к ощущению, сузило возможности позитивного решения проблемы гносеологического статуса В. В. исследовал Бергсон, объясняя связь его и восприятия с помощью памяти, что вновь оставляло открытым вопрос познавательного статуса В. Феноменология поставила проблему интенционального характера В. Оно всегда направлено на какой-то объект, даже если он реально не существует. Восприятие и В. осуществляются в едином потоке сознания, различаясь способом интенционирования: восприятие направлено на вещь, В. — на образ вещи. Восприятие получается богаче образа, так как в восприятии находится множество пустых интенций — аспектов вещи, которые не воспринимаются, напр., дно вещи, В. восполняет пустые интенции восприятия. Интенциональность В. делает качества объекта трансцендентными, внеположенными В. Напр., красный предмет: краснота как его качество трансцендентно В., возникает образ образа — квазикрасное. Трансцендентальная концепция В. выделила в отдельный класс исследований проблему воображаемого и самого В., что привело, напр., Сартра, к необходимости различать В. и восприятие не по интенции, а по степени причастности к реальности. У Сартра В. утрачивает гносеологическую функцию и служит способом эмоционального освоения, «трансформации» действительности. Особенности В. инспирировали появление в начале 20 в. имажинизма — литературного течения, основанного на оперировании конкретно-зримыми образами, возникающими вследствие нетрадиционного взгляда на вещи и оказывающими на человека неожиданное воздействие.
МЛ. Кукарцева
В. — психический процесс, основывающийся на аналитико-синтетической деятельности и заключающийся в преднамеренном или непроизвольном создании субъектом функциональных нереальных образов и мыслей, которые, как правило, взаимосвязаны между собой и включены в тот или иной контекст.
Содержанием В. являются такие процессы, как: агглютинация (совмещение в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей разных предметов, что приводит к созданию нереального образа); схематизация (слияние отдельных представлений или образов, при котором сглаживаются различия, а черты сходства выступают отчетливо; напр., продуцирование художником орнамента, элементы которого взяты из растительного мира); гиперболизация (увеличение или уменьшение предмета, а также изменение количества частей предмета или их смещение); типизация (выделение существенного, повторяющегося в однородных образах и формирование нереального образа; напр., в художественной литературе собирательные образы героев произведения); заострение (чрезмерное подчеркивание каких-либо отдельных признаков) и др. Классическими образами В. выступают некоторые мифологические и сказочные персонажи. Напр., образ русалки (создан посредством агглютинации), мальчик с пальчик, великан (сформированы посредством гиперболизации) и т.д.
В. строится личностью на базе аналитико-синтетической деятельности мышления, которая обобщается и трансформируется в более комплексные процессы, напр., агглютинации. Мышление преимущественно направлено на адекватное отражение действительности, активность же В. предназначена, главным образом, для создания нереальных, фантастических образов и мыслей. В этом смысле В. — создание «нереальной реальности», того, что не существует, не существовало или не будет существовать. Отходом от реальности, вымыслом, фантастичностью В. отличается от наглядно-образного мышления и представления.
В собственно В. всегда присутствует хотя бы минимальное осознание (или чувство) фантастичности, нереальности тех образов или мыслей, которые формирует субъект. В. характеризуется тем, что в нем прекращается непроизвольное искажение образов-представлений и осуществляется свободное оперирование образами без установки на их адекватность и воспроизведение (Т. Рибо, Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн). В целом субъект осознает существование объективной реальности (1); осознает, как он отражает эту реальность (2); понимает свое отношение к реальности (3); конструирует и осознает вымышленную реальность и собственное отношение к ней (4). Поэтому к сфере фантазии не относятся особенности детского мышления — синкретизм, глобальность, реализм, центрация, анимизм, артифициализм и проч. Данные особенности мышления приводят к созданию нереальных образов и несуществующих причинно-следственных связей между предметами (напр., ребенок может думать, что вода движется, потому что по ней плывут лодки). Дети так отражают действительность в силу особенностей их мыслительной деятельности. Данные нереальные образы и мысли воспринимаются детьми как реальность, как мир вокруг них; здесь нет осознания и даже чувства фантазии.
К В. не будут относиться и заблуждения человека, неправильное установление причин, отражение второстепенного в качестве существенного, иллюзии и т.п. Однако элементы вымысла, фантазии в данных психических явлениях могут присутствовать.
Как правило, В. начинает функционировать, когда у человека нет знаний для решения проблемы или описания ситуации, когда блокированы способы реализации желаемого, потребностей, и данные «пустоты» заполняются фантастическим содержанием. В детские годы роль и доля В. в психической активности максимальна в силу недостаточного количества знаний и несформированности мышления.
В. играет важную роль в творчестве, в решении нестандартных задач, где прежнего опыта личности недостаточно для нахождения ответа, где необходимо по-новому представить ситуацию, условия и требования проблемы.
В жизни личности В. иногда приобретает форму особой внутренней деятельности, выражающейся в мечтах. Мечта — это образ желаемого будущего, характеризующийся оттенками нереальности, сложно реализуемого или длительно достигаемого.
Выделяются следующие виды В.: 1) по степени активности: а) произвольное — целенаправленное создание нереальных образов и мыслей; б) непроизвольное — спонтанное образование фантастических образов предметов или ситуаций (в сновидениях, грезах); 2) по уровню новизны и оригинальности: а) воссоздающее — создание нереальных образов по описанию, рисунку, чертежу и проч.; 6) творческое — формирование нереальных образов, в которых реальность преобразована нестандартным способом или предложено пока не осуществимое, но оригинальное решение задачи; 3) по характеру связи с действительностью: а) фантастическое — содержанием которого являются образы и мысли функционально бесполезные, не реализуемые в жизни; б) действенное (реалистическое) — содержание которого может быть воплощено в творческой деятельности и осуществлено в действительности. Поскольку В. играет важную роль в осуществлении многих видов деятельности человека, некоторые психологи выделяют виды В. соответственно разным видам деятельности (напр., конструктивное, научное, техническое, музыкальное и др.).
В.В. Селиванов
Лит.: Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. М., 1977. Т. 3; Кант И. Критика чистого разума // Соч.: В 6 т. М., 1963. Т. 3; Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании. М., 1979; Пармон Э.А. Роль фантазии в научном познании. Минск, 1984; Рибо Т. Опыт исследования творческого воображения. Спб., 1901; Фарман Я.Я. Воображение в структуре познания. М., 1996.
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация»
И.Т. Касавин
2009