Энциклопедия постмодернизма - абсурд (лат. absurdus - нелепый от ad absurdum - исходящий от глухого)
Абсурд (лат. absurdus - нелепый от ad absurdum - исходящий от глухого)
термин интеллек-туальной традиции, обозначающий нелепость, бессмыс-ленность феномена или явления. (Разработку "филосо-фии А." в первую очередь принято ассоциировать с эк-зистенциализмом Сартра.) Понятие "А." стало исполь-зоваться экзистенциализмом как атрибутивная характе-ристика отношений человека с миром, лишенным "смысла" и враждебным человеческой индивидуальнос-ти: не стоит придавать смысл всему тому, что происхо-дит.
Осознание отчуждения человека от мира и самоот-чуждения индивида порождает "абсурдное сознание" (Камю, "Миф о Сизифе. Эссе об абсурде"). Согласно со-знанию такого типа адекватная коммуникация с "други-ми" невозможна: взгляд иных невыносим, эти "другие" суть посюсторонний ад. Любая попытка покинуть эту ситуацию А. по определению абсурдна сама по себе.
Лишь Существование (а не Бытие) реально, но это реальность прибрежного песка, зыбкая и ненадежная. Свобода абсолютна, все безразличны друг другу вы-бор не обсуждаем, он неизбывно задан. Единственный не-А., согласно экзистенциализму, постоянная чест-ность перед самим собой, готовность к помощи любо-му человеческому существу.Это единственная дея-тельность, достойная уделосоразмерного выбора. Либо помощь несчастным и убогим, либо самоубийство такова альтернатива, по Сартру, подножия "Стены", стены А. Понятие "А." нередко использовалось в сере-дине 20 ст. и для критики претензий научного разума, бессильного перед непостижимостью мира, которую можно постичь лишь через кардинальную переинтер-претацию подходов и установок традиционного естест-вознания, либо через художественное сознание.
Тема А. была присуща творчеству С.Беккета, Э.Ионеско, С.Да-ли, А.Тарковского и мн.др.). В традиционной логике "доведение до А." предполагает доказательство внут-ренней противоречивости утверждения. В повседнев-ной жизни понятием "А." принято обозначать утрату субъектом действия его смысла. При условии недоста-точности инструментария и информации для адекват-ной оценки ситуации и принятия сбалансированного решения как "абсурдную" оценивают саму ситуацию.
А.А. Грицанов .