Поиск в словарях
Искать во всех

Энциклопедия постмодернизма - автоматический анализ дискурса

 

Автоматический анализ дискурса

методология исследования дискурсивных феноменов, предложенная Пеше на основании моделирования ме-ханизмов социокультурной детерминации дискурсив-ных практик. Согласно Пеше, лингвистический и идео-логический анализ дискурса должны быть жестко дис-танцированы друг от друга, что не только не ограничи-вает лингвистическую аналитику текстовых сред, но, напротив, приводит, по мнению Пеше, "к плодотворной переформулировке лингвистической проблематики с учетом процессов производства актов высказывания".

Что же касается А.А.Д., то он, учитывая как языковую, так и социокультурную артикулированность любого дискурсивного акта, принципиально противостоит и сугубо лингвистическому рассмотрению дискурсивных феноменов, и сугубо социологистскому выведению их характеристик из факта социокультурной обусловленности последней. (В этом отношении А.

А.Д. Пеше мо-жет считаться классическим образцом переосмысления неомарксистской методологии в контексте постмодер-нистской парадигмы.) Так, согласно позиции Пеше, "идеология должна характеризоваться посредством не-которой специфической материальности, связанной с экономической материальной системой".

В данном кон-тексте Пеше вводит понятие "идеологической форма-ции", под которой понимает "некий элемент, могущий выступать в качестве силы, противопоставленной дру-гим силам в идеологической ситуации, характерной для данной общественной формации в данный момент вре-мени", таким образом, "каждая идеологическая фор-мация представляет собой сложную совокупность по-зиций и репрезентаций, которые не являются ни инди-видуальными, ни универсальными, но более или менее соотносятся с классовыми позициями, для отношений между которыми характерны конфликты".

В этом плане сфера дискурса выступает для Пеше в качестве "одного из материальных аспектов" указанной "идеологической материальности". Иными словами, "дискурс как вид ... принадлежит роду идеологии", т.е. "дискурсивная фор-мация исторически существует внутри данных классо-вых отношений", что имеет своим следствием неустра-нимое содержательное влияние недискурсивных идео-логических факторов на сферу дискурса.

Прежде всего, это проявляется в том, что "каждая дискурсивная фор-мация поддерживает некоторые специфические усло-вия производства". Согласно Пеше, в содержании поня-тия "условия производства" фиксируется "влияние сис-темы мест, к которой субъект оказывается приписан-ной, и одновременно ситуацию в конкретном эмпири-ческом смысле этого слова, т.

е. материальное и соци-альное окружение субъекта. Более или менее сознатель-но исполняемые им роли и т.п." (ср. с трактовкой произ-водства в контексте концепции соблазна Бодрийяра см. Соблазн). Таким образом, порождение смысла фак-тически оказывается "неотделимо от отношения парафразирования между текстовыми последовательностя-ми, парафразическое множество которых образует то, что можно было бы назвать матрицей смысла".

Отно-шения референции, по Пеше, никоим образом не явля-ются исходными для речевых актов: "конституирование эффектов смысла происходит начиная с ... внутренних отношений парафразирования", в то время как "рефе-ренциальные отношения имплицируются этими эффек-тами". Феномен смысла оказывается в этом контексте порождаемым этой "дискурсивной формацией": "смысл некоторой текстовой последовательности мате-риально постижим только тогда, когда эта последова-тельность рассматривается с привязкой к той и/или иной дискурсивной формации", согласно Пеше, именно эта генетическая сопряженность дискурсивных практик с различными идеологическими формациями, а вовсе не индивидуальные особенности означивания (см.

Означивание) объясняет тот факт, что любая текс-товая последовательность может иметь несколько смыслов. Таким образом, под дискурсивным процессом в концепции Пеше понимаются "парафразические от-ношения, реализующиеся внутри ... матрицы смысла, присущей данной дискурсной формации". Таким обрафосинтаксического анализа дискурсивного ряда явля-ется, согласно Пеше, открывающаяся для исследовате-ля возможность осуществить "специфически лингвис-тическую процедуру делинеаризации текстов, связан-ную с явлениями иерархии, сложения, детерминирован-ности".

Именно отказ от линейного видения дискурсив-ных феноменов (см. Нелинейных динамик теория) позволяет, согласно Пеше, рассмотреть дискурсивную среду как самоорганизующуюся, т.е. "функционирова-ние языка по отношению к самому себе" вне одно-значно линейной детерминации со стороны как идеоло-гических, так и субъектных факторов (в терминологии Пеше, разрушение иллюзии "я-здесь-сейчас-говоря-щего" см.

Анти-психологизм, "Смерть Автора", Эротика текста). М.А. Можейко .
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое автоматический анализ дискурса
Значение слова автоматический анализ дискурса
Что означает автоматический анализ дискурса
Толкование слова автоматический анализ дискурса
Определение термина автоматический анализ дискурса
avtomaticheskiy analiz diskursa это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):