Энциклопедия постмодернизма - алкоголь
Алкоголь
этиловый спирт, этанол. Наиболее распространенное в Западной и Центральной Европе, России, Северной Америке, части государств Азии вещество наркотического действия, оказывающее депрессивное воздействие на нервную систему. А. известен как значимый компонент, обусловливающий поведенческие сценарии людей с самых ранних стадий эволю-ции социума.
Способность А. вызывать у человека со-стояние эйфории, вуалировать заботы и формировать сопутствующие иллюзорные представления уже в глубокой древности воспринималась людьми как свойство безусловно сакрального типа (например, широко распространенные Дионисийские таинства в Аттике и аналогичные культы в других странах). Изобретение процедуры перегонки А.
в эпоху средневековья позволило значительно усилить ме-ру и степень воздействия А. на психику человека. Врач и алхимик средневековья Арнольд из Вилла-новы (1235-1311), автор сочинений "О ядах", "О противоядиях", "Розарий философов" и др., име-новал разновидность А. бренди "эликсиром бессмертия".(В традиции символизма А. тракто-вался как "огонь-вода" или образ соединения про-тивоположностей: горящий А. интерпретировался как одно из великих таинств природы. По мнению Башляра, когда А. горит, "он кажется как бы "жен-ской" водой, утрачивающей всякий стыд; неистово от-дает она себя своему господину огню".) В новейшее время преобладающей функцией А.
(в контексте рекон-струкции процессов научного и художественного твор-чества) правомерно рассматривать его значимый и од-новременно высокотрагичный потенциал как распрост-раненного стимулирующего средства механизмов суб-лимации у выдающихся творческих личностей (Л. ван Бетховен, В.Высоцкий, С.Есенин, Маркс, М.Му-соргский, А.
де Тулуз-Лотрек, Ф.С.Фицжеральд, П.Чай-ковский и др.). Систематические исследования медико-социологического и психологического порядка тех де-формаций в обществе, которые вызываются массовым избыточным употреблением А., начались с середины 19 в.; тогда же (1848) шведский ученый М.Гусс предло-жил термин "алкоголизм" для обозначения совокупнос-ти патологических изменений в организме человека, явившихся результатом неумеренного потребления А.
Актуализировавшиеся во второй половине 20 ст. собст-венно философские реконструкции проблемы много-мерной топологии бытия (см. Плоскость, Складка) ак-центировали, в частности, исследования воздействия А. на трансформацию пространственных ориентации и временного восприятия индивида.В ряде версий (на-пример, у Делеза) отмечается, что алкоголизм человека являет собой поиск особого эффекта: "необычайной приостановки настоящего". Алкоголик, по мысли Деле-за, живет совсем не в прошедшем времени несовершен-ного вида и не в будущем времени; у него есть лишь сложное прошлое совершенного вида хотя и весьма специфическое.
Пьянствуя, алкоголик так компонует воображаемое прошлое, как если бы "мягкость причастия прошедшего времени соединялась с твердостью вспомогательного настоящего: я бывало-любил, я бывало-делал, я бывало-видел"... Сам же пьющий чело-век переживает один момент в другом, наслаждаясь своим маниакальным всемогуществом... Совершен-ное прошедшее время превращается в "я бывало-напьюсь".
Настоящий момент в данном случае уже не момент алкогольного эффекта. Это, по Делезу, "момент эффекта эффекта": застывшее "настоящее" ("я, бывало...") соотносится теперь лишь с ускольза-нием "прошлого" ("напивался"). Кульминация дости-гается в "оно, бывало...". В этом эффекте ускольза-ния прошлого, в этой утрате всякого объекта и заклю-чается депрессивный аспект алкоголизма... Когда ал-коголизмом страдают по-настоящему, когда выпив-ка это острая необходимость, тогда, согласно Де-лезу, возникает иная, не менее основательная дефор-мация времени.
На этот раз любое будущее пережи-вается как "будущее совершенное" с необычайным ускорением этого сложного будущего эффектом от эффекта, не оставляющим до самой смерти... Алкого-лизм героев Фицжеральда это процесс саморазру-шения, доходящий до того, что вызывает эффект "от-лета" прошлого: не только трезвого прошлого, от ко-торого алкоголик навсегда отрезан... но и ближайше-го прошлого, в котором он только что выпивал и на-пился, а также и фантастического прошлого, когда впервые был достигнут этот эффект... По убеждению Делеза, как "триумф над застывшим и непригляд-ным настоящим, в котором затаилась означаемая им смерть, именно в этом отношении алкоголизм мо-жет служить примером". А., по мысли Делеза, суть сразу и любовь и утрата любви, и деньги и бездене-жье, и родина и ее потеря. Это "сразу объект, потеря объекта и закон, управляющий этой потерей в нала-женном процессе разрушения...".В границах инфор-мационного общества с характерной для него многомерностью сферы мыследеятельности человека, до-полняемой полинаправленностью его личной актив-ности, особую значимость обретает свойство А. про-дуцировать ситуацию "одиночества-в-толпе". Блоки-руя основные эмоционально-диалоговые каналы коммуникации индивида с его ближайшим окруже-нием, А.
сохраняет при этом иллюзию его /индиви-да А.Г., Е.В./ адекватного участия в полилогах карнавального и тусовочного типа. (См. также Еро-феев.) А.А. Грицанов, Е.Н. Вежновец .