Философская энциклопедия - геря-доброджану
Геря-доброджану
ГЕ́РЯ-ДОБРОДЖА́НУ
(Gherea-Dobrogeanu), Константин (наст. фамилия – К а ц; 21 мая 1855 – май 1920) – рум. политич. деятель, лит. критик и эстетик. Родился в Εкатеринославе (Днепропетровск), участвовал в харьковском народном кружке (1874), после разгрома к-рого был в эмиграции (1875–78), а затем в ссылке. Из ссылки бежал в Румынию и принял румынское подданство. В работах 80–90-х гг. "Карл Маркс и наши экономисты" ("Karl Marx şi economiştii noştri"), "Рабство и социализм" ("Robia şi socialismul", 1886) пропагандировал идеи диалектич. и историч. материализма, выступая против анархизма и эволюционизма (особенно против философии Спенсера). В 1886 составил программу социалистич. кружков Румынии, к-рая представляла собой платформу общедемократич. требований. Однако после подавления крест. восстания 1907 и под влиянием оппортунистов 2-го Интернационала Г.-Д. стал все чаще высказывать реформистские и оппортунистич. идеи, заметные еще в его работе 80–90-х гг. В кн. "Неокрепостничество" ("Neoiobagia", 1910) выступил с либерально-бурж. теорией неокрепостничества, согласно к-рой ведущая роль в румынской бурж.-демократич. революции должна принадлежать буржуазии. Победу социалистич. революции в Румынии Г.-Д. связывал с предварит. победой революции в более развитых в капиталистич. отношении зап. странах. Чуждый революц. марксизму, Г.-Д. не учитывал революц. энергии крестьянства, не признавал основную идею марксизма-ленинизма о союзе пролетариата с крестьянством как гл. условие победы пролетарской революции. Эта меньшевистская теория, сильно повредившая рабочему движению, была разгромлена на V съезде румынской компартии в 1931.
Г.-Д. основоположник материалистич. эстетики и лит. критики в Румынии. В его эстетич. воззрениях заметно влияние рус. революц. демократов, а также Тэна и Гюйо. Он преодолел это влияние, стараясь рассматривать эстетические проблемы с марксистских позиций. В соч. "О критике" ("Despre critica"), "Личность: и мораль в искусстве" ("Personalitatea şi morala în arta") Г.-Д. выступил с разработкой теории социальной природы иск-ва. В противовес реакц. философу Майореску, пропагандировавшему теорию "искусства для искусства", Г.-Д. доказывал тенденциозность иск-ва, обусловленность художеств. творчества социальными условиями ("Studii critice", v. 1, 1956, p. 31).
Выступая против теории автономности иск-ва, Г.-Д. считал задачей художника критику социальных отношений бурж. об-ва ("Граждане-художники" "Artiştii cetaţeni", там же, р. 318).
Соч.: Anarhia cugetarii, Buc, 1892; Studii critice, t. 1-2, [Buc.], 1956.
Лит.: Тимов С, Аграрный вопрос и крестьянское движение в Румынии (Anti-neoiobagia), M., 1928; Farcaşanu S. С, Dobrogeanu-Gherea reprezentant de frunte al criticii materialiste şi progresiste romĭ neşti, Buc, 1955; Вratu H., Din controversa ĭn jurul criticii literare a lui Dobrogeanu-Gherea, "Cercetari filozofice", 1957, v. 4, nr. 2, p. 71-96.
Институт философии Румынской АН.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.