Философская энциклопедия - коллингвуд
Коллингвуд
КОЛЛИНГВУД
(Collingwood) Робин Джордж (1889-1943) — англ. историк, философ, специалист по методологии и гносеологии исторической науки. В ранних трудах разделял т.зр. неогегельянцев на взаимосвязь и иерархию различных форм духовной активности человечества, особо выделяя при этом историческое знание как конкретную форму мышления, находящуюся между наукой и философией. В работе «Идея истории» обосновывает свою филос. позицию тем, что в отличие от естествознания, описывающего в форме законов природы внешнюю сторону событий, историк всегда имеет дело с человеческим действием, для адекватного понимания которого необходимо понять мысль исторического деятеля, совершившего данное действие: «Исторический процесс сам по себе является процессом мысли и существует постольку, поскольку индивидуальные субъекты, составляющие части его, сознают себя таковыми».
Одновременно с филос. трудами опубликовал ряд классических исторических работ «Римская Британия» (1923) и «Археология римской Британии» (1930), в которых применительно к обработке данных археологических исследований выдвинул методологию «логики вопроса и ответа» для получения комплексного, систематизированного исторического знания. Первый вопрос, задаваемый перед началом любой археологической работы: «Какова цель этой работы?», предполагает рационализацию выбора места раскопок, методов работ и научную систематизацию полученных результатов. Второй и третий вопросы тесно связаны с центральным принципом философии истории К., гласящим: «История в собственном смысле слова является историей мысли». В истории нет простых событий, любое событие «на самом деле является действием и выражает определенную мысль (намерение, цель) субъекта, его производящего; дело историка — познать эту мысль». Поэтому, получив к.-л. исторические данные, историк должен спросить: «Для чего открытый мною объект был предназначен?» и конкретизировать полученные знания ответом на вопрос: «Хорошо ли я выполнил свою задачу?». Наконец, любую историческую проблему невозможно изучить без исследования истории второго порядка, или истории исторической мысли о ней, целью которой должна стать «историческая критика». Историческая критика находит свое окончательное воплощение в истории истории, понимаемой К. по аналогии с историей философии.
Свои последние работы «Автобиография» и «Новый Левиафан» К. посвящает анализу единства моральных, политических и экономических действий в условиях предвоенной и военной Европы, резко критикуя иррационализм фашизма и бездействие демократических ин-тов.
Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.