Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - коллонтай александра михайловна

Коллонтай александра михайловна

КОЛЛОНТАЙ Александра Михайловна

КОЛЛОНТА́Й Александра Михайловна

[19 марта (1 апр.) 1872 – 9 марта 1952 ] – деятельница российского и международного революц. рабочего движения, публицист и дипломат. Род. в Петербурге в семье генерала Домонтовича. Изучала экономич. науки в Цюрихском ун-те. В революц. движении с 90-х гг. С 1906 примыкала к меньшевикам. В 1915 вступила в партию большевиков. В 1908–17 в эмиграции. Вернувшись в Россию весной 1917, активно участвовала в Октябрьской революции, вошла в состав первого сов. пр-ва в качестве наркома социального обеспечения. В 1920 заведовала женотделом ЦК партии, в 1921–22 – зам. пред. Междунар. женского секретариата при Исполкоме Коминтерна. С 1922 – на дипломатич. работе.

Выступая в дореволюц. России со статьями по вопросам педагогики, философии, полит-экономии, К. в борьбе с реакц. идеологией отстаивала марксистское мировоззрение. В работе "Основы воспитания по взглядам Добролюбова" (см. "Образование", 1898, NoNo 9–11) К. раскрыла педагогич. и этические воззрения рус. революц. демократа. Статьи К. "Проблема нравственности с позитивистской точки зрения" (там же, 1905, No 9, 10), "Этика и социал-демократия" (там же, 1906, No 2) и др. были направлены против идеалистич. трактовки этики как внеисторич. и внеклассовой категории, будто бы присущей "природе" субъекта. Вскрывая классовое содержание философии Ницше, К. доказывала, что ницшеанство содержит "...все те нравственные черточки, какими буржуазнокапиталистическое общество всего более дорожит" (там же, 1905, No 10, с. 105). В совр. условиях "...именно в классе буржуазном могла и должна была зародиться та проповедь безграничного индивидуализма, которая в лице Макса Штирнера, Ницше и Гюйо получила свое наиболее яркое выражение" (там же, с. 100). Если для буржуазии гуманные этич. нормы – излишнее бремя и она их отбрасывает прочь, то для пролетариата, выдвигающего на первый план принцип солидарности, объединения, самоотвержения, интересы класса выше индивидуального блага. К. подчеркивала гуманность классовой морали пролетариата, содержащей в себе важнейшие элементы будущей общечеловеч. нравственности (см. тамже, 1906, No 2, с. 27–28).

В 1916 была издана отредактированная Лениным брошюра К. "Кому нужна война?" (поправки Ленина к этой брошюре см. вкн.: Ленинский сборник, XVII, с. 324–30); в ней был дан анализ социально-экономич. причин первой мировой войны.

Значит. вклад К. внесла в разработку женского вопроса и в развитие женского рабочего движения. В кн. "Социальные основы женского вопроса" (1909), "Общество и материнство" (1916), "Труд женщины в эволюции хозяйства" (1920) и др. К. показывала, что положение женщин в обществе определяется господствующими производств. отношениями, что полное раскрепощение женщины требует разносторонних социальных мероприятий: освобождения ее от хозяйств. забот, передачи обществу многих функций по воспитанию детей, создания широкой сети яслей и детских садов, обществ. столовых, школ-интернатов. Создание подобных условий в рамках эксплуататорских обществ невозможно. С победой социалистич. революции возникают необходимые предпосылки не только для равного с мужчиной участия женщины в процессе обществ. произ-ва, но и для обеспечения женщине равноправного положения в семье. Обобщая опыт первых лет диктатуры пролетариата, К. утверждала, что прежняя семья с зависимым положением в ней жены и матери уходит в прошлое. Новые условия порождают новые взаимоотношения в семье. При этом К. подметила ростки новых взаимоотношений в социалистич. семье, но вместе с тем возводила в абсолют ряд временных ненормальных явлений, порожденных эпохой военного коммунизма ("Новая мораль и рабочий класс", М., 1918, "Семья и коммунистическое государство", М.–П., 1918; "Любовь пчел трудовых", П., 1923, и др.). Впоследствии К. сама высмеивала свои прежние представления о "свободной любви".

К. участвовала в дискуссии о профсоюзах (1921), выступая на стороне т.н. рабочей оппозиции, но после речи Ленина на X съезде партии поняла ошибочность платформы оппозиции, признала правильными решения съезда и последовательно их выполняла.

Соч.: Жизнь финляндских рабочих, СПБ, 1903; Основные аграрные тенденции, журн. "Правда", 1904, кн. 11; К вопросу о классовой борьбе, [СПБ, 1905 ]; Финляндия и социализм. Сб. статей, СПБ, [1906 ]; Судьба человечества в вопросе о народонаселении, "Жизнь", 1910, No 2; Кто такие социал-демократы и чего они хотят?, 2 изд., П., 1917; Карл Либкнехт и Роза Люксембург, "Рабочий мир", 1919, No 2–3; Тезисы о коммунистической морали в области брачных отношений, "Коммунистка", 1921, No 12–13; Брак и быт, "Рабочий Суд", 1926, No 5; По "божеским" делам у монахов, "Смена", 1927, No 20; Из воспоминаний, "Октябрь", 1945, No 9; Воспоминания об Ильиче, М., 1959; Американские дневники. 1915–1916, "Историч. архив", 1962, No 1, с. 128–59.

Лит.: Уткес Д., А. М. Коллонтай, в кн.: Славные большевики, М., 1958; Ρеlеnсia I. de. A. Kollontay, ambassadress from Russia, N. Y., 1947.

В. Бильшай. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое коллонтай александра михайловна
Значение слова коллонтай александра михайловна
Что означает коллонтай александра михайловна
Толкование слова коллонтай александра михайловна
Определение термина коллонтай александра михайловна
kollontay aleksandra mihaylovna это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):