Философская энциклопедия - коллонтай гуго
Коллонтай гуго
КОЛЛОНТА́Й Гуго
(Kołłątaj), (1 апр. 1750 – 28 февр. 1812) – польский обществ. деятель и мыслитель-материалист. Род. в мелкошляхетской семье. Окончил Краковский ун-т, получив звание д-ра философии (1768); в Риме в 1770 защитил диссертацию на звание д-ра права и богословия. Обществ. деятельность начал (1776) в Комиссии нар. образования. На Четырехлетнем сейме К. был идеологом т.н. Патриотич. партии, ставившей целью умеренно-прогрессивную реформу гос-ва и социально-экономич. отношений. Способствовал созданию и принятию Конституции 3 мая 1791. После того как одержала верх контрреволюц. Тарговицкая конфедерация, К. эмигрировал. В восстании 1794 под руководством Костюшки возглавлял республиканцев. После поражения восстания был осужден как "опасный революционер" на 8 лет (1794–1802) тюремного заключения. В последние годы жизни занимался гл. обр. науч. работой в области истории, этики, философии, геологии, а также вопросами школьного дела. Осн. работы К.: "Письма анонима" ("Anonyma listów kilka", cz. 1–3, 1788–89), "Последнее предостережение Польше" ("Ostatnia przestroga dla Polski", 1790), "Критический разбор основ истории начала человеческого рода" ("Rozbiór krytyczny zasad historyi о początkach rodu ludzkiego", t. 1–3, 1842), "Физическо-моральный порядок" ("Porządek fizyczno-moralny...", 1810, последнее изд. 1955).
Центр. пункт филос. идей К. – борьба за освобождение человеч. разума от пут религии и схоластики. К. положил начало науч. изучению религии в Польше. По К., религия – создание самих людей. Идея бога – религ. видоизменение филос. гипотезы о первопричине; однако осн. факторы, создающие религ. установления, – обман и частные интересы деспотов и правящих групп. В их руках религия является орудием политич. господства. В борьбе с феод.-католич. моралью К. отстаивал принципы светской этики; отбрасывая надприродные правила поведения, К. видел источник этич. норм в "физико-моральных" законах.
Материализм К. выступал в деистич. оболочке. Деизм был для К. гипотезой, необходимой для ответа на вопрос о первопричине мира. Действит. миром, понимаемым как внутри себя связанное материальное бытие, управляют внутр. закономерности, исследование к-рых, по К., составляет задачу науки. Есть три рода закономерностей: 1) действие одних охватывает все предметы и процессы материального мира; 2) действие других охватывает только мир живых существ; 3) действие третьих касается лишь человека и человеч. общества.
Человек и общество, являющееся частью материального мира, подчиняются определенным, вечным и неизменным закономерностям. С этих позиций К. критиковал "дурные" общества и политич. образования, противоречащие "закону природы". Последнее понятие отождествлялось К. с понятием "требование разума". Пытаясь преодолеть абстрактную схему "закона природы", К. стремился сформулировать принцип историзма; он полагал, что обществ. взаимоотношения, мораль, обычаи и взгляды людей различных эпох надо рассматривать конкретно, вникая в условия их жизни, традиции и т.д. Ученый не даст ценных исследований, если свои суждения о людях прошлого "...захочет вывести... из своей собстьенной учёности, из теперешнего состояния общества, из законов и обычаев, под властью которых он живёт и к которым он привык" (Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей, т. 1, М., 1956, с. 426). Предпосылкой этого методологич. правила К. был тезис: "образ жизни каждого человека зависит от способа удовлетворения его потребностей. В зависимости от степени их удовлетворения создается его моральный характер; а удовлетворение этих потребностей зависит от владения и пользования теми вещами, которые его окружают..." (там же, с. 434). Поэтому, чтобы познать человека, нужно познать природную и социальную среду, сформировавшую его.
В теории познания К. был сторонником материалистич. сенсуализма, последователем Кондильяка и Гельвеция. Однако К. пытался преодолеть односторонность сенсуализма; он указывал на качеств. своеобразие логич. познания, рассматривал познание как процесс, тесно связанный с потребностями, интересами и деятельностью народа.
Соч.: Uwagi nad teraźniejszym położeniem tej części ziemi polskiej, którą od pokoju tylzyckiego zaczęto zwaė Ksiestwem Warszawskim, (2 wyd.), Lipsk, 1810; Korespondencja listowna z Tadeuszem Czackim, przedsiewzięta w celu urządzenia instytutów naukowych..., t. 1–4, Kr., 1844; Wybor pism politycznych, Wr., [1952 ]; Wybór pism naukowych, Warsz., 1953; Listy Anoni ma i Prawo polityczne narodu po.lskiego, t. 1–2, [Warsz., 1954 ]; в рус. пер. в кн.: Избр. произв. прогрессивных польских мыслителей, т. 1, М., 1956, с. 291–458.
Лит.: История философии, т. 1, М., 1957, с. 657–60; Касьянова Е. В., Гугон Коллонтай – выдающийся польский философ-материалист конца XVIII – начала XIX века, "Вопр. философии", 1955, No 2; Нарский И. С., Из истории общественно-политической и философской мысли в Польше XVIII – XIX веков, М., 1956; его же, Философия польского просвещения. Лекции, М., 1958; Осипова Е. В., Философия польского просвешения, М., 1961; Krzywicki L., Kołłątaj H., в кн.: Wielka Encycklopedia Powszechna ilustrowana, ser. 1, t. 37–38, Warsz., 1905; Tokarz W., Ostatnie lata Hugona Kołłątaja (1794–1812), t. 1–2, Kr., 1905; Daszynska-Golinska Z., Kołłątaj jako filozof społeczny, [Warsz., 1912 ]; Janik M., Hugo Kołłątaj, Lw., [1913 ]; Giergielewiçz е., Poglądy filozoficzno-prawne H. Kołłątaja, Warsz., 1930; Sniadecki J., Zywot literacki Hugona Kołłątaja, Wr., 1951; Materiały sesji Kollątajowskiej, "Przeglad historyczny", 1951, t. 42; Opałek K., Hugona Kołłątaja poglady na państwo i prawo, Warsz., 1952; Воbinska C., Szkice о ideologach polskiego о wecenia, Wr., 1952; Leśnodorski В., Hugo Kołłątaj, в кн.: Ζ dziej w polskiej myśli filozoficznei i społecznej, t. 2, Warsz., 1956; Hinz H., Rozważania Kołłątaja о religii, "Studia filozoficzne", 1958, No 1 (4); его же, Kołłątajowska rozprawa о metodzie, там же, 1959, No 6 (15).
X. Хинц. ПНР.
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.