Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - круговорота исторического теория

Круговорота исторического теория

КРУГОВОРОТА ИСТОРИЧЕСКОГО ТЕОРИЯ

КРУГОВОРО́ТА ИСТОРИЧЕСКОГО ТЕО́РИЯ

концепция обществ. развития, определяющим признаком к-рой является идея о постоянном и периодич. прохождении различными сосуществующими в пространстве и сменяемыми во времени обществ. образованиями аналогичных замкнутых циклов зарождения, подъема, упадка и гибели. Согласно К. и. т., принцип развития применяется лишь к локальным историч. процессам и не доводится до принципа всемирно-историч. развития. Формы выражения К. и. т. были многообразны. Это относится как к установлению субъектов обществ. развития (гос-во, локальная культура), их общего числа, так и стадий историч. цикла.

Представление об историч. процессе как о вечном круговом движении было распространено в др.-вост. странах и в антич. обществе (Платон, Аристотель, Полибий). Предпосылками его возникновения служили частая смена политич. форм при относительно медленном социально-экономич. развитии в период рабовладельч. формации, а также состояние науки того времени. Облаченные в большинстве случаев в религ.-мистич. и умозрит. форму, К. и. т. древности содержали в себе зародыши ценных мыслей, получивших развитие и научное обоснование лишь в дальнейшем. К ним относится попытка рассмотрения обществ. изменений как необходимого процесса, не зависящего от воли отд. выдающихся лиц; догадка о единстве историч. процесса, в смысле повторения различными народами аналогич. ступеней развития.

В новое время наиболее известными представителями К. и. т. были Макиавелли, Кампанелла и особенно Вико. После них вплоть до последней четверти 19 в. К. и. т. не имела видных последователей. С нач. 20 в. К. и. т. становится одной из наиболее влият. философско-историч. бурж. концепций. Ее представители отрицают закономерное всемирно-историч. поступат. развитие человечества, предсказывая упадок человечества. Этот существ. признак объединяет концепции Б. Адамса, Э. Мейера, М. Ростовцева, Р. Пёльмана, Парето, Шпенглера, Тойнби, Сорокина и др. бурж. социологов, философов и историков, несмотря на глубокие конкретные различия в общей системе их взглядов.

Факт возрождения К. и. т. связан со сменой оптимизма, к-рый был присущ восходящей буржуазии, идеологией и психологией глубокого пессимизма, наступившего в связи с общим кризисом капиталистич. системы. Неспособность выйти за классово-идеологич. рамки и неприемлемость для многих бурж. ученых прогрессивных тенденций совр. обществ. развития наложили печать пессимизма на их восприятие истории человечества.

Археологич. открытия 2-й пол. 19 – нач. 20 вв., достижения в области этнографии и истории культуры явились одним из факторов, обусловивших крушение односторонних и вульгарных построений позитивистской социологии и историографии. Они показали несостоятельность трактовки историч. процесса как плавной, поступат. эволюции человечества и свидетельствовали о противоречивом, зигзагообразном и многоплановом характере его развития. Они опровергли также позитивистское представление о единстве истории, игнорирующее особенности социально-историч. развития различных народов, глубокую специфику их культурного творчества. Однако факты истории и совр. эпохи в общей системе историко-идеалистич. мышления бурж. исследователей воспроизводились в извращенном виде. Концепция поступат. эволюции общества заменяется антинауч. теориями, отрицающими всемирно-историч. прогрессивное развитие человечества.

Для собственно историков К. и. т. связана с тенденцией модернизации истории, формального отождествления процессов и отношений качественно различных историч. эпох (Пёльман, Мейер, Ростовцев).

Другой тип К. и. т., рассматривающий историю человечества в качестве сосуществующих в пространстве и периодически сменяющихся во времени локальных, глубоко специфичных цивилизаций, к-рым в то же время присуща идентичная формальная структура, представлен в философско-историч. построениях Шпенглера и Тойнби. При этом выпячиваются индивидуально-неповторимые стороны дествительности и игнорируются общие закономерности развития, подменяемые произвольным конструированием идентичного "жизненного цикла" зарождения, развития и гибели культурно-историч. систем. Это достигается с помощью абсолютно релятивистского тезиса "эквивалентности" локальных цивилизаций, при к-ром в единый "параллельный" ряд могут ставиться зап.-европ. общество и культура майя, древний Рим и совр. капиталистич. общество. К. и. т. глубоко реакционна. Социальная обусловленность этой теории связана с реакционностью буржуазии, ее страхом перед будущим (см. В. И. Ленин, Соч., т. 33, с. 313).

Последовательно научное опровержение К. и. т. содержится в марксистском учении об общественно-экономич. формациях (см. Формация общественно-экономическая), к-рое впервые дало возможность исследовать общие и специфич. стороны социально-историч. процесса. К. и. т. опровергается крушением капиталистич. системы и переходом все новых народов к социализму.

Лит.: Мейер Э., Рабство в древнем мире, пер. с нем., М., 1899; его же, Экономическое развитие древнего мира, пер. с нем. ], М., 1906; Пёльман Р., История античного коммунизма и социализма, СПБ, 1910; Шпенглер О., Закат Европы, пер. [с нем. ], т. 1, М.–П., 1923; Асмус В. Ф., Маркс и буржуазный историзм, М.–Л., 1933; Вико Д., Основания новой науки об общей природе наций, Л., 1940; Францев Ю. П., Деградация совр. буржуазной социологии (Апология застоя и регресса), "Вопр. философии", 1954, No 1; Маркарян Э. С, Концепция общественного круговорота в философии истории, "Вест. истории мировой культуры", 1957, No 2; Кон И. С., Философский идеализм и кризис буржуазной историч. мысли, М., 1959; Араб-Оглы Э. Α., Концепция историч. круговорота, в кн.: Историч. материализм и социальная философия совр. буржуазии, М., 1960; Семенов Ю. Н., Проблема общественного прогресса, там же; Маркарян Э. С., О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962; Adams В., The law of civilization and decay, N. Y., 1943; Toynbee A. J., A study of history, 2 ed., v. 1–12, L.–N. Y., 1955–61.

Э. Маркарян. Ереван.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
load...
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое круговорота исторического теория
Значение слова круговорота исторического теория
Что означает круговорота исторического теория
Толкование слова круговорота исторического теория
Определение термина круговорота исторического теория
krugovorota istoricheskogo teoriya это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):