Философская энциклопедия - ли-ши
Ли-ши
ЛИ—ШИ (кит., принцип — дела, сущность — явления) — категории китайской буддийской философии, разрабатываемые в основном Хуаянь школой и Чань школой. В данном контексте термином “ли” обозначается некая единая непроявленная основа всех вещей и явлений, а термин “ши” служит обозначением этих последних как феноменов чувственно воспринимаемого мира во всем их видимом многообразии. В этом смысле в учении школы Хуаянь “ли” и “ши” как понятия образуют оппозиционную пару, что, впрочем, всячески подчеркивает их взаимозависимость. Основные положения учения о ли — ши сводятся к следующим тезисам: 1)ли относится к сфере ноуменального, сущностного, тогда как ши — к сфере феноменального, миру явлений. В силу этого ши не может существовать без ли, подобно тому как “золотой лев” не может существовать, если не существует “золота”; 2) хотя ли представляет собой нераздельное единство, а ши — бесконечное разнообразие отдельных феноменов, во всех этих последних ли всегда присутствует во всей свой полноте. Так, “золото” обретает феноменальное существование во множестве “золотых львов”, не утрачивая своей единой сущностной “золотости”, и в каждой мельчайшей шерстинке каждого “золотого льва” содержится вся полнота этой “золотости”; 3) реально существует только ли, ши — иллюзорны. Изображения “золотых львов” создаются из золота, но сами по себе они — лишь “пустая” (измышленная) форма, тогда как золото, из которого изготавливаются эти “львы”, — реально вне зависимости от воображения изготовителя; 4) ли и ши взаимодополнительны и не отменяют друг друга, т. к. ли служит онтологическим основанием для всех ши, без которого они не могли бы “существовать”, а ши — проявлениями ли в феноменальном мире, без которых затруднительно суждение о реальности ли-принципа. Напр., в паре “золото” (ли) и “золотой лев” (ши) первое — реально, второй — иллюзия, но “золотость” не препятствует восприятию “льва” как иллюзии, равно как и иллюзорность изображения льва не препятствует восприятию золота, из которого оно изготовлено, как реального. Последователи школы Хуаянь настаивали на том, что в учении о ли — ши содержатся основные положения буддийского миросозерцания в целом.
Г. А. Ткаченко
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.