Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - ольминский

Ольминский

ОЛЬМИНСКИЙ

ОЛЬМИНСКИЙ

(наст. фам. – А л е к с а н д р о в), Михаил Степанович (парт. псевд. – "Г а л е р к а", Витимский) (3 октября 1863 – 8 мая 1933) – пропагандист марксизма в России, публицист, историк, лит. критик. Род. в Воронеже в семье чиновника. С 1883 – студент юридич. фак-та Петерб. ун-та; примыкал к народовольцам, одновременно по поручению Благоева вел занятия в одном из с.-д. рабочих кружков. Подвергался арестам и ссылке. Марксистская лит-ра и совместная работа с социал-демократами способствовали отходу О. от народнич. воззрений (см. листовку "От группы народовольцев", 1892; передовую статью "Рабочего сборника", 1894). В 1898 О. вступил в РСДРП. В 1904 эмигрировал за границу. Вместе с Лениным работал по изданию газ. "Вперед" и "Пролетарий". Вернувшись в 1905 в Россию, активно участвовал в большевистских изданиях "Новая жизнь", "Вестник жизни", "Звезда", "Правда", "Просвещение" и др.), вел парт. работу в Баку, работал в с.-д. орг-циях Саратова и Москвы. В период Февральской бурж.-демократич. революции 1917 был кооптирован в бюро ЦК партии, работал в МК партии и в редакции "Правды". Делегат и пред. VI съезда партии. Активно участвовал в Великой Октябрьской социалистич. революции 1917. После революции руководил Истпартом (с 1920), являлся (с 1921) редактором журн. "Пролетарская революция", вел активную публицистич. деятельность. В многочисл. статьях и брошюрах на политич. темы О. блестяще пропагандировал теорию, тактику и организац. принципы марксистско-ленинской партии. В. И. Ленин не раз поздравлял О. с удавшимися статьями (см. Соч., т. 19, с. 145; т. 35, с. 69), отмечал, что О. выступает "замечательно удачно", "чрезвычайно кстати", "... в краткой, но ясной форме превосходно" (там же, т. 35, с. 31). О. – один из первых рус. историков-марксистов. Опровергая идеалистич. теорию надклассового государства, он дал в целом правильный, несмотря на нек-рые ошибки, анализ собранного им обширного материала по истории российского гос-ва ("Государство, бюрократия и абсолютизм в истории России", П., 1910; 3 изд., М.–Л., 1925). Большую ценность представляют его работы по истории революц. движения в России ("В тюрьме" и др.).

В своих лит.-критич. работах О. с позиций марксистско-ленинской философии критиковал субъективный идеализм и др. реакц. взгляды в эстетике [рецензии на книгу И. Гершензона "История молодой России", 1908 (см. "Обозрение", 1908, No 2) и на сборник "Вопросы теории и психологии творчества", 1907 (см. "Совр. мир", 1908, No 3) ], разоблачал теорию "чистого искусства" ("Преодоление эстетики", 1911; "О сборнике В. Башкина", 1907; "О Сергее Кречетове", 1907; "О Вербицкой", 1911; "По поводу одного рассказа", 1913), давал характеристику эстетич. воззрений Маркса и Энгельса (рецензия на книгу "К. Маркс и Ф. Энгельс о литературе", 1933, не опубл.) и т.д. Анализируя лит. произведения, О. развивал положение марксистско-ленинской эстетики о связи иск-ва и лит-ры с жизнью, рассматривал осн. категории эстетики (см. "По литературным вопросам", 1932). О. подчеркивал, что художник – это "политический деятель", творчество к-рого проявляется не в отвлеч. политич. формулах, а в художеств. образе: "Не дело художника давать прямые советы и указания. Его область – главным образом область исследования тех психологических надстроек, которые не определяют... форм классовой борьбы, но зато одухотворяют, облекают плотью и кровью личность, через которую требования классовой борьбы получают свое осуществление" (Статьи о Салтыкове-Щедрине, 1959, с. 63). Разоблачая упаднич. тенденции в иск-ве ("Куприн и Арцыбашев", 1912; "„Беллетрист“ В. Винниченко", 1911; "Искусство и Ф. Сологуб", 1913; "Леонид Андреев. (Два типа)", 1911; "По поводу одного рассказа", 1913 ], О. характеризовал формализм как проявление эстетич. нищеты, патологии в иск-ве. О. высоко оценивал творчество передовых рус. писателей 19 в. ("Как они работали. Пушкин о себе", 1927; "А. В. Кольцов", 1926; "Об А. Чехове и Овсянико-Куликовском", 1900; "Прошлое и настоящее", 1915). О. выступил пионером марксистского исследования творчества Салтыкова-Щедрина, он был составителем "Щедринского словаря". Отбивая нападки реакции на Горького ("Поход против М. Горького", 1913), поддерживая Д. Бедного и др. пролетарских писателей, О. утверждал, что лишь иск-во социалистич. реализма "провидит законы будущего, воспроизводит образ будущего человека" (ЦПА ИМЛ, ф. 91, оп. 1, д. 31, л. 3).

Соч.: Соч., т. 2, М., 1935; Из эпохи "Звезды" и "Правды", М., 1956.

Лит.: Лежава О. и Нелидов H., M. С. Ольминский. Жизнь и деятельность, М., 1962.

П. Волков. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое ольминский
Значение слова ольминский
Что означает ольминский
Толкование слова ольминский
Определение термина ольминский
olminskiy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):