Философская энциклопедия - природа в арабо-мусульманской философии
Природа в арабо-мусульманской философии
ПРИРОДА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Наиболее общим выражением понятия “природа” служили термины “таб'” и синонимичное “табй'а”, понимание которых в значительной мере обязано идеям, выдвинутым в античности, хотя не сводится к ним полностью. Мутазилиты (см. Калам) вырабатывают концепцию природы тела, которая определяет его характерные свойства (напр., цвет) и не может быть нарушена ничем, даже божественной волей.
Ал-Фараби указывает, что природой может именоваться и материя, и форма, хотя вторая скорее, чем первая. В ишракизме природой любой вещи как вещи, взятой помимо ее “качеств” (кайфиййа), служит свет. В исмаилизме природа понимается как “струение светов” внеприродных Разумов в низшем, природном сущем, за счет чего объясняется появление жизни и разумности в “мире природы”. В суфизме термин “природа” по-прежнему используется, хотя острота противопоставления физического и метафизического здесь снимается.
Действие согласно природе — табй'а устойчиво противопоставляется действию “по выбору” (ихтийар), т. е. в соответствии с волей. “Природное” (табй'ийй), особенно в арабоязычном перипатетизме и исмаилизме, противопоставляется “внеприродному” (харидж, харидж 'ан ат-табй'а), или метафизическому Для природы характерна взаимная противоположность качеств первоэлементов, а следовательно, постоянная смена одних их смешений другими, благодаря чему природный мир оказывается “миром возникновения и гибели” ('алам ал-кавн ва-л-фасад), Термином “фитра” обозначается “врожденная природа”, однокоренное “фитрийй” (врожденный) служит для обозначения свойств, чаще всего знаний, которые человек имеет от рождения и, как правило, не может изменить, в силу чего “врожденное” нередко отождествляется с “неизбежным” (дарурийй; см. Знание). “Врожденному” противопоставляется “получаемое” (муктасаб, мустафад). Близкими к “фитра”, хотя и менее употребимыми, служат термины “джибилла” и “хилка”. “Хулк” (мн. ч. ахлак) использовано для передачи античного “нрав”, “темперамент” и употребляется преимущественно в литературе о нравах (см. Добродетель).
А. В. Смирнов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.