Художественная энциклопедия - искусства пластические
Связанные словари
Искусства пластические
Границы между изобразительными и неизобразительными искусствами не абсолютны. В декоративно-прикладном искусстве широко используются более или менее условные изобразительные мотивы, а нередко и законченные изображения, родственные изобразительному творчеству (например, сосуды в виде фигур людей и животных). В зодчестве иногда воспроизводятся органические и растительные формы (Индия, Древний Египет); в архитектурном декоре употребляются растительные, зооморфные, антропоморфные мотивы. Изобразительные искусства иногда прибегают к отвлеченным образам и сюжетам (например, книжная графика, плакат, монументальная живопись и скульптура). Такая область искусств пластических, как орнамент, включает как изобразительные, так и неизобразительные формы.
От других родов художественной деятельности произведения искусств пластических отличаются также и тем, что они воспринимаются зрением, а иногда с участием осязания (скульптура и декоративно-прикладное искусство). Для полноценного эстетического осмысления архитектурного образа, а в известных случаях и монументальной живописи и скульптуры необходимо также двигательно-моторное восприятие, процесс которого требует определенной длительности.
Искусства пластические включаются как один из художественных элементов в состав многих синтетических искусств (театр, кино). Существуют также попытки объединения средств живописи с музыкой (так называемая цветомузыка, впервые осуществлённая русским композитором А. Н. Скрябиным). В структуру образа искусств пластических может входить материал языка (слово, буква, надпись). Литературный текст, неотъемлемый элемент в плакате и карикатуре, в отдельных случаях является одним из средств создания художественного образа (каллиграфия в средневековом искусстве Китая и Японии). Но в основном образная структура произведений искусств пластических строится зрительнопластическими средствами (пространство, объём, цвет, ритм и т. д.).
Как и другие роды художественной деятельности, искусства пластические осваивают мир в образной форме. Структуру художественного образа в искусствах пластических можно условно-аналитически расчленить на 3 тесно связанных друг с другом аспекта: тектонически-композиционный состоит в организации реального, вещественного материала в трёхмерном пространстве, формировании его конструкции и тектоники, в системе расположения отдельных частей, в достижении целостности композиции; выразительный достигается использованием зрительно-формальных элементов, создающих определённое настроение, выявляющих эмоциональный идейный смысл произведения; изобразительный (специфический для живописи, скульптуры и графики) заключается в непосредственно-визуальном воспроизведении предметов, форм и явлений окружающего мира или в ассоциативном напоминании о них. Художественные ассоциации позволяют расширить содержание произведения за пределы собственно изображённого, включить в него философские размышления о жизни, широкую совокупность общественных идей и др. В практике художественного творчества тектонически-композиционный и эмоционально-выразительный аспекты образа в искусствах пластических нерасторжимы и тесно связаны с его изобразительным решением. Предметом искусств пластических является, таким образом, не только доступный зрению реальный мир с его чисто "пластическими ценностями", но и практически всё "…общеинтересное в жизни…" (см. Н. Г. Чернышевский, Полное собрание сочинений, т. 2, 1949, с. 81-82). Искусства пластические органически связаны с общественными и идейными движениями своего времени; в них, хотя нередко в опосредованной форме, преломляются социальные конфликты, борьба классов. Диапазон непосредственных объектов изображения в изобразительных искусствах, особенно в живописи, очень широк. Как род художественной деятельности искусства пластические входят в круг явлений общественного сознания, занимая на всех ступенях исторического развития человечества важное место в духовном освоении действительности, в идейной жизни и социальной борьбе своего времени. Вместе с тем многими своими чертами искусства пластические сближаются с миром материальных предметов, создаваемых человеком в качестве своей "культурной среды".
Сама обработка материалов природы, придание им формы, отвечающей социальным потребностям, создание в реальной практике "изменения мира" предметов, которых природа не знает и которые противостоят ей именно как результат человеческого творчества, развивали духовные способности человека, в том числе и "…чувствующий красоту формы глаз…" (К. Маркс, см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произведений, 1956, с. 593). В согласной работе глаз, головы и руки возникает чувство правильности, порядка, пластической координации. Тем самым вещь, созданная человеком, воспринимается как мир "очеловеченный", как овеществлённое творчество, совершенствующее природу и вносящее в хаос действительности разумное начало. Так в ходе практики зарождается эстетическое чувство, на почве которого складываются постепенно разные виды искусств пластических.
В этом смысле можно связывать происхождение искусств пластических с "деланием вещей". Но ошибочно сводить к этому их специфику. Искусство создание вещей особого рода, обладающих духовной содержательностью, а позднее в классовых обществах более или менее (в зависимости от вида искусств пластических) развёрнутым идеологическим смыслом. "Делание вещей" перерастает в искусство лишь постольку, поскольку предмет "одухотворяется", приобретает эстетические качества. Любое сооружение, предмет утвари или культа, пластическое или двухмерное изображение становятся фактом искусства, когда в нём выражается эстетическое освоение мира и отношение к миру, когда в нём закреплены образное осознание действительности, оценка её по критериям красоты. Сосуд превращается из простого вместилища в произведение декоративно-прикладного искусства, когда в нём овеществляется определенное представление о красоте действительности; любое изображение является произведением искусства, когда в нём есть хотя бы начатки образного осмысления мира.
С древнейших времён пластические искусства участвуют в обработке и оформлении предметной среды человека, в создании "второй природы", зачастую, особенно на ранних стадиях истории, сливаясь с материальным производством. Собственное художественное начало тесно переплетается с внеэстетическими моментами производственными, бытовыми, относящимися к различным формам социальных ритуалов и идеологических функций. К примеру, храмы это здания, где отправляется определенный культ, театр место, куда собираются зрители, чтобы смотреть театр, представления. Эстетические качества сооружения неотъемлемы от его практической функции, поскольку в неё входит и духовно-эстетическая выразительность здания. Жильё превращается во "дворец", когда появляется необходимость выявить идею социальной дистанции. Декоративно-прикладное искусство, до XIX в. существовавшее только в форме художественного ремесла изготовление предметов производства, быта и т. д., прежде чем быть искусством, выступает в своей практической функции. Правда, художественная обработка утвари, оружия, объектов общественногосударственного или религиозного ритуала зачастую оказывается неотъемлемой особенностью их полноценного социального функционирования; микенские кинжалы (см. Эгейское искусство), золотые декоративные бляхи скифов, сасанидские блюда (см. Иран), "шапка Мономаха", китайский фарфор, японские лаки должны были обладать высокими эстетическими качествами, чтобы отвечать своему практическому назначению.
Становление искусств пластических в недрах материального производства происходит ещё в первобытном обществе. Уже тогда предметы, создаваемые рукой человека, наделяются магическим или религиозным смыслом, в котором проступают начатки чувственно-конкретного осознания действительности. Уже в древности постепенно совершается обособление таких видов искусств пластических, как скульптура и живопись, от непосредственной связи с материальным производством. В античном искусстве не только изобразительное творчество, но и архитектура обретают большую полноту и свободу развития своего эстетического содержания. Вместе с тем сохраняется их органическая связь со всеми сферами художественной обработки материальной среды, что выражается в высокой мере единства стиля во всём предметном окружении человека от монументального зодчества и статуарной пластики до бытовой утвари, одежды и т. д. В античном искусстве впервые был эстетически осознан образ совершенного, гармонично развитого человека, возникли классические формы его пластического воплощения. То, что античное искусство имело в качестве своей почвы и арсенала мифологию, ещё более способствовало прогрессу в эстетическом освоении мира, поскольку сама мифология есть "…бессознательно-художественная переработка природы…" (К. Маркс, см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 12, с. 737). Столь же велика роль мифологии в искусствах пластических древнего Востока (Египет, Китай, Индия, Иран и др.).
В раннем средневековье как в Европе, так и в Азии вновь наблюдается более тесное срастание искусств пластических с ремеслом и материальным производством. К этому присоединяется господство религиозной идеологии, ограничивающее в известном смысле непосредственное эстетическое освоение мира. Вместе с тем средневековая эпоха отмечена крупными завоеваниями в эстетическом освоении новых сторон действительности и в первую очередь внутреннего мира человека. В средние века сохраняется монолитность художественного стиля (см. Романский стиль, Готика): живопись и пластика живут в органическом единстве с архитектурой, декоративно-прикладным искусством, со всей материальной культурой времени. Например, византийская мозаика эстетически созвучна архитектурным формам интерьера и его убранства и, в свою очередь, сама является важным элементом формирования архитектурного образа.
Эпоха Возрождения с её сильно развитым разделением труда принесла с собой важнейший перелом в судьбах искусств пластических в Европе: они окончательно превращаются в собственно художественную деятельность. В сознании современников живопись, скульптура, зодчество становятся "свободными художествами", наряду с поэзией и музыкой, а религиозные образы наполняются светским содержанием.
Обособление искусств пластических в самостоятельную область художественной деятельности, обращение художников к реальной действительности решительно раздвинули границы эстетического познания. Мир раскрылся мастерам искусства в невиданном прежде богатстве и многообразии, что повлекло за собой расширение возможностей изобразительного искусства. Отделение скульптуры и особенно живописи от зодчества выдвинуло на первый план станковые формы искусства, всё более насыщавшиеся реальным жизненным содержанием и активно включавшиеся в социально-политическую борьбу. Этот процесс повлёк за собой разрушение стилистической и идейной целостности всей совокупности видов искусств пластических, исчезновение характерного для них в древности и средние века эстетического единства, упадок художественных ремёсел. Лишь в народном творчестве в слаборазвитых в промышленном отношении странах сохранялись традиции художественной целостности предметной среды. В XIX в. изменился характер эволюции искусств пластических. Вместо медленной смены стилей имело место динамическое чередование различных направлений и школ. С середины XIX в. главной особенностью архитектуры и декоративно-прикладного искусства становятся тенденции эклектизма, а изобразительного творчества смена, борьба и сосуществование различных художественных течений. Искусства пластические приобретают новые возможности эстетического осмысления разнообразных сторон реальной действительности и участия в общественной борьбе. Мощное развитие получают живопись и графика романтизма и критического реализма. Первенствующая роль изобразительных форм искусств пластических приводит к сближению живописи и графики со словесными искусствами, в частности с литературой. В образной структуре этих искусств важное значение приобретают повествовательная фабула, стремление к раскрытию сложных социальных конфликтов.
Исторически изменяются взаимоотношения структурных элементов произведения. В древности и средние века открыто выявляются конструктивно-композиционное построение и эмоциональная выразительность формы. Чёткая пластическая ритмика греческих статуй, линейная мелодичность и цветовая экспрессия средневековой иконописи легко схватываются глазом. Изобразительное начало находится здесь либо в гармоническом равновесии с пластической экспрессией формы, как в древнегреческом искусстве, либо уступает последней главенствующее место в выявлении внутреннего содержания образа, как, например, искусстве раннего средневековья.
В искусстве Возрождения целостность и свобода воспроизведения реального мира во всей его жизненности органически сочетаются с ясностью пластической конструкции и выразительностью форм. У мастеров XVII в. сохраняется тот же принцип. Усиливающееся стремление к достижению "эффекта присутствия" приводит в искусстве XIX в. к тому, что на первый план выдвигается изобразительное начало, а конструктивно-композиционная логика и выразительность формы существуют как бы в скрытом виде. Но от этого роль последних в произведении отнюдь не исчезает. В реалистических полотнах XIX в. нетрудно обнаружить прочную линейную и пространственнную конструкцию. Цвет в картинах крупных мастеров реализма имеет не только изобразительную, но и эмоциональную функции.
В конце XIX в. вновь усиливается стремление к возрождению стилистического единства искусств пластических. Стиль "модерн" в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве представляет собой первую попытку вернуться к синтетическому пониманию пластической культуры, к единому "большому" стилю, в который органически входят и монументальная живопись, и архитектонически продуманная скульптура, и вся область художественной обработки материальной среды. Многие крупные мастера обращаются к работе в области декоративно-прикладного искусства. Эти поиски сопровождаются оживлением принципа открытого конструирования и преобладания выразительной функции формы.
В XX в. вся система искусств пластических претерпевает глубокие изменения. В них отражается сложность общественной жизни эпохи кризиса империализма, грандиозных революционных потрясений, утверждения нового, социалистического строя. Никогда прежде художественный процесс не поляризировался так резко. Кризис буржуазной культуры обусловливает всё более углубляющийся распад пластического мышления, уводящий либо в чисто формальное экспериментирование (в котором односторонне и гипертрофированно могут заостряться отдельные стороны и грани художественной выразительности формы), либо в крайний эстетический субъективизм, в конечном счёте приводящий к окончательному разрыву связи искусства с действительностью и разрушению целостности художественного сознания (см. Авангардизм, Модернизм).
Но в искусствах пластических в XX в. возникают и утверждаются также многие плодотворные тенденции. Опираясь на гигантский размах технического прогресса, архитектура развивает новые тектонически-конструктивные и эстетические принципы, реализующиеся как в отдельных сооружениях, так и в больших градостроительных комплексах. Возникают новые виды и формы искусств пластических (фотомонтаж и пр.). Значительно расширяется сфера применения труда художника. Искусства пластические вновь раздвигают свои границы: складывается новая массовая художественная культура, проявляющаяся в художественном конструировании, оформительском искусстве, полиграфии и т.д. Она вытесняет из повседневной практики масс традиционные художественные ремёсла, дожившие до нашего времени в ряде стран главным образом в форме народного творчества и народных художественных промыслов. Контакты искусств пластических с общественной жизнью в передовом искусстве XX в. становятся всё более непосредственными; об этом, в частности, свидетельствует интенсивное развитие собственно политических жанров (плакат, карикатура, газетно-журнальная графика).
Мощный подъём переживают в XX в. реалистические направления в искусствах пластических. В них вырабатывается ряд новых образных и формальных принципов, обогащающих идейно-художественное содержание произведений искусства. В искусстве социалистического реализма особенно непосредственной становится связь с современной социальной борьбой. Реалистическое искусство обретает открытую идейную целеустремлённость (см. Партийность), отвечающую эпохе решительного противоборства двух систем капитализма и социализма. Жизнь и исторические судьбы народных масс, революционные события, глубокое, зачастую философски опосредованное осмысление всемирно-исторического перелома в истории человечества, места отдельной личности в глобальных социальных процессах входят в круг интересов искусств пластических. Соответственно кристаллизуется новая образная структура; формируются иные, чем прежде, связи искусств пластических с действительностью, видоизменяется соотношение места и роли отдельных видов художественного творчества. Наряду с традиционной системой создания "эффекта присутствия" получают распространение различные формы условно-поэтической интерпретации мира и соответствующая им художественная стилистика.
Стремление к возрождению целостности и органичности пластического мышления ведёт к сближению зодчества, изобразительных искусств и художественной обработки предметной среды. Возникает тяготение к синтетичности художественного творчества. Намечаются связи искусств пластических с другими родами художественной деятельности; большое влияние на зрительно-пластическую культуру современности оказывают кино и телевидение. С другой стороны, роль искусств пластических в образной структуре современного театрального и киноискусства решительно возрастает, рождаются "гибридные" формы (например, мультипликационные фильмы). Таким образом, вместе с возникновением новых форм искусств пластических вырастает значение последних в художественной культуре человечества.
Литература: Н. Дмитриева, Изображение и слово, М., 1962; Г. Земпер, Практическая эстетика, (пер. с нем.), М., 1970; Б. Р. Виппер, Статьи об искусстве, М., 1970. (Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)