Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - мендельсон я. л.

Мендельсон я. л.

Мендельсун-Бартульди (MendelssohnBartholdy) Якоб Людвиг Феликс (3 II 1809, Гамбург 4 XI 1847, Лейпциг) нем. композитор, пианист, органист, дирижёр и муз.-обществ. деятель. Глава лейпцигской школы. Происходил из семьи евр. банкира (дед по отцу философ Моисей М., вторая фамилия Бартольди принята семьёй М. в связи с переходом в христианскую веру). С юных лет выступал как пианист, завоевав имя одного из крупнейших виртуозов своего времени. Как композитор М. уже при жизни был признан классиком, сыгравшим прогрессивную роль в истории нем. музыки. Для формирования творч. облика М.решающим оказалось окружение, в к-ром он находился в годы детства и юности, когда семья поселилась в Берлине. Крупнейшие представители науки и иск-ва А. Гумбольдт, Г. В. Гегель, Э. Т. А. Гофман, К. М. Вебер и др. постоянно посещали дом М. Особое значение имело знакомство М. с И. В. Гёте (1821). М. получил превосходное домашнее образование. Под рук. Л. Бергера он обучался игре на фп., с К. Ф. Цельтером занимался композицией. Тогда же М. было привито уважение к достижениям человеческой мысли, к классическим традициям в искусстве. Величайшими образцами для него становятся произв. И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Бетховена. В то же время восприимчивая натура М. не могла не откликнуться на проявления нем. романтизма, в к-ром М. импонировали прежде всего лирич. настроенность, поэтич. восприятие природы, обращение к образам нар. фантастики. Лучшие произв. М. романтичны, сохраняют ясную, выдержанную в классич. традициях форму, связаны с нар.-бытовыми жанрами и, в первую очередь, с песней. Всё это определило большую популярность творчества M. y современников. Вместе с тем в музыке М. отразились достижения различных национальных культур, с к-рыми композитор познакомился во время частых путешествий по европейским странам. Исключительный размах приобрела муз.-просветительная деятельность М., к-рой он уделял большое внимание, т.к. считал своей главной задачей развитие передовой общенемецкой муз. культуры. В 1829 в Берлине, после столетнего забвения, под упр. М. были исполнены "Страсти по Матфею" И. С. Баха, что способствовало возрождению интереса к личности и творчеству великого композитора. М. выступал как дирижёр, пианист и органист в различных городах Германии, Великобритании и др. стран. Историческое значение имела его деятельность в качестве дирижёра и рук. лейпцигского оркестра Гевандхауза. Здесь впервые под руководством М. были исполнены последняя симфония Шуберта, ряд ораторий Г. Ф. Генделя, 9-я симфония Бетховена. По инициативе М. основывается Лейпцигская консерватория (1843) первое высшее муз. заведение в Германии. Консерватория объединила крупных музыкантов-педагогов и способствовала росту муз. профессионализма в стране. На основе консерватории возникло направление нем. муз. иск-ва во главе с М. лейпцигская школа, а Лейпциг превратился в один из крупнейших муз. центров Европы.

В обширном творч. наследии М. представлены почти все жанры муз. иск-ва, но ведущее место занимает инстр. музыка. Демократическое по своей направленности творчество композитора отличается сочетанием романтич. тенденций с приверженностью к классич. традициям 18 и нач. 19 вв. Музыка М., проникнутая нем. нар. песенностью, общедоступна, подкупает искренностью и тонкой поэтичностью образов, безукоризненным вкусом, отсутствием вычурного, бьющего на внешний эффект, стремлением к ясности и гармонической уравновешенности, красотой формы. Лучшие произведения композитора наполнены живой, яркой эмоциональностью, взволнованным лиризмом, мягкостью и задушевностью. Иногда в его сочинениях появляются настроения меланхолии, элегической грусти. Вместе с тем образы трагического плана, а также порывистые и мятежные мало свойственны музыке М., какие свойственна ей и острая конфликтность содержания. Др. специфическая образная сфера музыки М. изящная, с фантастич. оттенком скерцозность; в этой области М. оказал большое воздействие на творчество др. композиторов. Значительно менее ярко выявилось в произв. М. героико-эпич. начало (отчасти в ораториях и нек-рых симфониях). Для мелодики М. характерны песенно-романсная напевность и закруглённость, а в пьесах скерцозного типа капризно-изменчивая лёгкая пассажность чисто инстр. плана. В гармонии значительна выразительная роль мажорно-минорных сопоставлений. М. в совершенстве владел полифонич. техникой. Свободные контрастно-полифонич. сочетания встречаются во мн. его произв. Более строгие формы имитационной полифонии свойственны церк. композициям и некоторым инстр. соч. композитора. Важное достижение М. обновление полифонич. стиля благодаря песенности.

М. один из создателей романтической симфонии. Образцами для него были формы, откристаллизовавшиеся в венской классической школе, но композитор не повторял известные схемы. Сонатная форма приобретает у М. свою драматургич. логику: сближаются на общей лирич. основе гл. и побочная темы, насыщается активным тематическим развитием связующая партия; в трактовке цикла характерна тенденция к слиянию частей. Из 5 симфоний М. лучшими явились Итальянская и Шотландская, навеянные путешествиями юных лет, но завершённые позже (1833, 1842). В этих симфониях поэтично обобщены впечатления от природы и народного быта, особенно в Шотландской, где намечаются также тенденции монотематического объединения цикла. М. положил начало новому жанру симф. музыки программной конц. увертюре; первым образцом её стала увертюра к комедии "Сон в летнюю ночь" по Шекспиру (1826, позже включена в музыку ко всему спектаклю) произв. поэтичное и тонкое, романтическое по трактовке сказочной фантастики. Элементы картинности свойственны увертюрам "Гебриды" (2-я ред., 1832), "Морская тишь и счастливое плавание" (1832), "Сказка о прекрасной Мелузине" (1833). Являясь одним из зачинателей романтич. программного симфонизма, М. разработал в нём преимущественно картинно-эпич., жанровые и лирич. стороны. Важное место среди произв. М. занимают концерты для инструментов с оркестром, и среди них вдохновенно-лирич. и пластичный концерт для скрипки с оркестром (1844), один из первых и лучших образцов романтич. концерта. Популярность приобрели также 2 концерта для фп. с оркестром (1831, 1837).

М. сыграл выдающуюся роль как мастер оркестровки. Композитор опирался в основном на классич. состав, вводя в отдельных случаях в оркестр редкие инструменты контрафагот, офиклеид, серпент. Главное достижение М. умение создать разнообразный, тонкий колорит, прозрачную, изящную фактуру произведения. Он широко использовал выразительность высокого регистра, пиццикато и летучие штрихи у струн. инструментов, виртуозность стаккатных звучаний деревянных духовых и их переливчатое, журчащее звучание, мягкость валторновых аккордов и т.д. Будучи выдающимся пианистом, М.-композитор значительно обогатил сферу фп. музыки. Противник модной в его время поверхностной виртуозности, М. одному из вариационных циклов дал полемич. заглавие "Серьёзные вариации" (1841). Наибольшую популярность завоевали "Песни без слов" цикл из 48 небольших пьес (8 тетр., 1-я в 1830), отличающихся разнообразием характера и фп. приёмов. "Песням без слов" присущи близость к бытовой вок. музыке, яркая образность, простота изложения и ясная форма. В известной степени они свод наиболее типичных для M. муз. образов и настроений, встречающихся во многих др., в т.ч. крупных, произв. композитора. В области камерного ансамбля среди произв. М. выделяются 7 струн. квартетов, 2 фп. трио и созданный ещё в юные годы струн. октет. Помимо этого, композитор написал ряд фп. квартетов, квинтеты, сонаты для скрипки, виолончели в сопровождении фп. и др.

Вок. музыка М. представлена множеством произв. от небольших песен до монументальных ораторий. Оратории М. "Павел" (1836) и "Илия" (1846) по своему отразили общественный подъём в Германии перед бурж.-демократич. Революцией 1848-49. В них заметно влияние героических ораторий Генделя, однако особое значение приобретают лирические образы. Оратории укрепили славу композитора не только в Германии, но и в Великобритании. М. создал также много небольших хоровых соч. культового характера (псалмы, мотеты и др.), в т.ч. для хора без сопровождения. Среди светских произв. известность получила кантата "Первая Вальпургиева ночь" (2-я ред., 1843), отличающаяся драматизмом и патетикой. Мягкий лиризм, демократич. характер свойствен многим вок. ансамблям и песням М., тесно связанным с бытовым музицированием.

М. с юности влекло к оперному жанру. Он начал писать оперы уже в возрасте 10 лет. Публично они не исполнялись, за исключением комич. оперы "Свадьба Камачо" (пост. в 1827) и лидершпиля "Возвращение с чужбины" (пост. 1829). М. неоднократно искал подходящие сюжеты для оперы, переписывался с Э. Скрибом, но чрезмерно строгие требования М. к либретто сковывали его вдохновение. Работа же над оперой "Лорелея" (по Э. Гейбелю) была прервана внезапной кончиной М. Гораздо большее значение имела его музыка к различным драматич. спектаклям (произв. Софокла, Расина, Шекспира и др.). Наибольшую популярность завоевала музыка к комедии "Сон в летнюю ночь" Шекспира.

Творчество М., пользовавшееся при жизни громкой славой, было во 2-й пол. 19 в. оттеснено творчеством более радикальных композиторов-романтиков (Р. Вагнера, Ф. Листа и др.). Сформировавшаяся вокруг М. лейпцигская школа со временем приобрела академия, направление. Но лучшие творч. достижения М. навсегда вошли в золотой фонд муз. классики, а разносторонняя муз.-обществ. деятельность М. делает его одной из крупнейших фигур в истории немецкой музыки.

Основные даты жизни и деятельности

1809. 3 II. В семье банкира Авраама М. (Гамбург) родился сын Якоб Людвиг Феликс М. 1811. Переезд семьи в Берлин.

1813. Начал заниматься игрой на фп. под рук. матери. 1817. М. становится учеником Л. Бергера (фп.) и К. Ф. Цельтера (композиция); делает быстрые успехи.

1818. Первое публичное выступление М. с исп. фп. концерта Я. Л. Дусика.

1819. Начало занятий по общеобразоват. предметам с В. Л. Гейзе будущим профессором Берлинского ун-та. Начало композиторского творчества.

1821. Знакомство при посредстве Цельтера с И. В. Гёте, благотворно повлиявшим на развитие М. Посещение дома Гёте, исп. на фп. фуг Баха и др.

1822. Дирижёрский дебют М. в домашних концертах. Путешествие с семьёй по Швейцарии. Знакомство в Берлине с муз. теоретиком А. Б. Марксом и пианистом И. Мошелесом.

1824. Домашнее исп. комич. оперы М. "Дядюшка из Бостона, или Два племянника".

1825. Поездка в Париж, знакомство с композитором Л. Керубини. Общение в домашнем кругу с выдающимися представителями нем. культуры, в т.ч. братьями Гумбольдтами, Г. В. Гегелем, Г. Гейне.

1826. Знакомство с произв. У. Шекспира, увлечение его комедиями. Посещение лекций Гегеля, Гумбольдта и др. профессоров Берлинского ун-та.

1827. Путешествие по юж. и зап. Германии в компании со студентами ун-та. Пост. оперы "Свадьба Комачо" в Берлине (Шаушпильхауз).

1829. 11 III. Исп. в Берлине под упр. М. "Страстей по Матфею" Баха. IV. Поездка в Англию, дирижирование в Лондоне собственными произв. (увертюра "Сон в летнюю ночь", симфония c-moll); исп. там же 5-го концерта для фп. с оркестром Бетховена; большой успех выступлений М. Путешествие по Шотландии, посещение замка Марии Стюарт и рождение замысла Шотландской симфонии. Поездка на Гебридские острова, замысел увертюры "Гебриды" ("Фингалова пещера"). XI. Возвращение на родину.

1830. V. Начало большого путешествия, посещение Гёте в Веймаре. VI. Прибытие в Италию, знакомство с Г. Берлиозом в Риме.

1831. Продолжение путешествия (Неаполь, Венеция, снова Рим). Замысел Итальянской симфонии. VIII. Пребывание в Швейцарии. XI. Пребывание во Франции.

1832. Новая поездка в Лондон; восторженное отношение англичан к М. VI. Возвращение на родину, неудовлетворённость культурной жизнью Берлина.

1833. I. Выборы нового директора Певческой академии (в связи со смертью К. Ф. Цельтера); большинством голосов избран посредственный нем. композитор К. Ф. Рунгенхаген, к-рого предпочли М. V. Руководство Нижнерейнским муз. праздником в Дюссельдорфе; исп. оратории "Израиль в Египте" Генделя. VI. М. принимает предложение стать на 3 года музик-директором в Дюссельдорфе. Сотрудничество с крупным театр. деятелем К. Иммерманом.

1836. Недовольство уровнем муз. профессионализма в Дюссельдорфе. IX. Переезд в Лейпциг и начало руководства концертами оркестра Гевандхауза. 4 X. Первый концерт оркестра Гевандхауза под рук. M. (исполнены увертюра "Морская тишь и счастливое плавание" М., 4-я симфония Бетховена и др.). X. Встреча с Ф. Шопеном. Знакомство с Р. Шуманом и К. Вик. Успешное исп. оратории "Павел" в Дюссельдорфе, Вене и др. городах. Поездка во Франкфурт-на-Майне и временное руководство хор. об-вом. Встреча с Дж. Россини.

1837. 28 III. Свадьба М. и Сесиль Жанрено во Франкфурте.

1838. Исп. крупных произв. И. С. Баха и Г. Ф. Генделя в концертах оркестра Гевандхауза под упр. М. Цикл историч. концертов оркестра Гевандхауза под упр. М.

1839. 21 III. В концерте оркестра Гевандхауза под упр. М. исполнена симфония C-dur Шуберта.

1840. Выступления М. в качестве пианиста. III. Приезд Листа в Лейпциг, встречи М. с ним; возникновение идеи организовать в Лейпциге муз.-уч. заведение.

1841. М. приглашён в Берлин прусским королём Фридрихом Вильгельмом IV для руководства муз. отделом Академии иск-ва. VIII. Переезд М. с семьёй в Берлин. Критика берлинской муз. жизни, а также театр. деятельности Г. Спонтини за узость репертуара. Неудачная попытка организовать Высшее муз.-уч. заведение в Берлине.

1842. Отказ продолжать работу в Берлине. М. получает звание генерал-музик-директора с обязанностью писать музыку по заказам короля, но с правом жить где угодно. XI. Возвращение в Лейпциг и возобновление дирижёрской деятельности. Первое исп. в Лейпциге Шотландской симфонии.

1843. 3 IV. Открытие Лейпцигской консерватории. Исп. в Потсдаме музыки к комедии "Сон в летнюю ночь" Шекспира (заказана королём).

1844. V. Новая поездка в Англию; триумфальный успех М. как композитора и дирижёра. Сотрудничество со скрипачом Ф. Давидом; создание концерта для скрипки с оркестром.

1845. Временное переселение с семьёй во Франкфурт-на-Майне. V. Возвращение в Лейпциг; М. становится в центре муз. кружка (Ф. Давид, М. Гауптман, Й. Иоахим, Н. Гаде и др.).

1846. Ухудшение здоровья М. в связи с переутомлением. VIII. Исп. оратории "Илия" в Лондоне. Исп. там же под упр. М. "Мессии" Генделя, "Сотворения мира" Гайдна и "Торжественной мессы" Бетховена. IX. Отъезд из Лондона; новые признаки переутомления.

1847. 4 XI. Смерть М. от кровоизлияния в мозг. 8 XI. Тело М. перевозят в Берлин и хоронят на Иерусалимском кладбище.

Сочинения: оперы Свадьба Камачо (Die Hochzeit des Camacho, комич. опера по M. Сервантесу, op. 10, 1825, пост. 1827, Шаушпильхауз, Берлин), Возвращение с чужбины (Heimkehr aus der Fremde, лидершпиль на сюжет К. Клингемана, ор. 89, пост. 1829, Берлин, частный дом), Лорелея (по Э. Гейбелю, неоконч., ор. 98, 1847); зингшпили детских лет, в т.ч. Два педагога, Странствующие комедианты и др.; для солистов, хора и орк. оратории Павел (ор. 36, 1834-1836), Илия (ор. 70, 1846), Христос (неоконч., ор. 97, 1847); кантата Первая Вальпургиева ночь (Die erste Walpurgisnacht по И. В. Гёте, ор. 60, 1831; 2 ред., 1843); псалмы 115 (ор. 31, 1830), 42 (ор. 42, 1837), 95 (ор. 46, 1838), 114 (ор. 51, 1839), 98 (ор. 91, 1843); для орк. 5 симфоний (c-moll, ор. 11, 1824; Реформационная, d-moll, op. 107, 1830-1832; Итальянская, A-dur, op. 90, 1833; Шотландская, a-moll, op. 56, 1830-42; симфония-кантата Хвалебный гимн Der Lobgesang, B-dur, op. 52, 1840); конц. Увертюры Сон в летнюю ночь (Sommernachtstraum, op. 21, 1826; первонач. вариант для фп. в 4 руки), увертюра с трубами (Trompeten-Ouvertьre, op. 101, 1826), Морская тишь и счастливое плавание (Meeresstille und glьckliche Fahrt, op. 27, 1832), Гебриды, или Фингалова пещера (Die Hebriden, oder Die Fingalshцhle, op. 26, 1830-32), Сказка о прекрасной Мелузине (Das Mдrchen von der schцnen Melusine, op. 32, 1833), Рюи Блаз (ор. 95, 1839); Похоронный марш (Trauermarsch, op. 103, 1836, для дух. орк.), Марш (ор. 108, 1841); концерты для инструментов с орк. для фп.: g-moll (op. 25, 1831), d-moll (op. 40, 1837), Блестящее каприччио (Capriccio brillant, h-moll, op. 22, 1832), Блестящее рондо (Rondo brillant, Es-dur, op. 29, 1834), Серенада и Allegro giocoso (h-moll, op. 43, 1838), концерт для скрипки (e-moll, op. 64, 1844), концерт для скр., фп. и струн. орк. (d-moll, 1823); камерные ансамбли струн. октет (ор. 20, 1825), секстет для фп., скрипки, 2 альтов, влч. и контрабаса (ор. 110, 1824), 2 струн. квинтета (ор. 18, 1826, перераб., 1832; ор. 87, 1845), 7 струн. квартетов (ор. 12, 1829; ор. 13, 1827; No 3, 4, 5, ор. 44, 1837-38; ор. 80, 1847; юнош. квартет, 1823); 3 фп. квартета (ор. 1, 1822, ор. 2, 1823, ор. 3, 1825); 2 фп. трио (ор. 49, 1839; ор. 66, 1845); для скр. и фп. сонаты (ор. 4, 1825; 1838); для влч. и фп. -2 сонаты (ор. 45, 1838; ор. 58, 1843); для кларнета, бассетгорна и фп. 2 концертштюка (ор. 113, ор. 114, оба 1833); для фп. Песни без слов (цикл из 48 пьес, 8 тетр., ор. 19, 30, 38, 53, 62, 67, 85, 102, 1830-45); Рондо-каприччиозо (ор. 14, 1824), Каприччио (ор. 5, 1825; 3 каприччио, ор. 33, 1833-35; ор. 118, 1837); 3 сонаты (ор. 6, 1826; ор. 105, 1821; ор. 106, 1827); 3 фантазии (ор. 16, 1829), Шотландская соната (ор. 28, 1833), Серьёзные вариации (ор. 54, 1841), вариации (ор. 82; ор. 83, 1841); 6 прелюдий и фуг (ор. 35, 1832-37), этюд (1836); для 2 фп. Блестящее аллегро (ор. 92, 1841) и др.; для органа 3 прелюдии и фуги (ор. 37, 1837), 6 сонат (ор. 65, 18391845) и др. (всего 13 произв.); для голоса с фп. 12 песен, ор. 8 (сл. Ф. Грильпарцера, И. Г. Фосса, И. В. Гёте, Л. К. Г. Хёльти и др., 1830), 12 песен, ор. 9 (сл. Г. Гейне, Фосса, Клингемана, Т. Мура, Уланда, Фаллерслебена, 1829), 6 песен ор. 19-а (сл. Гейне, З. Эберта, Ульриха ф. Лихтенштейна, 18301834), 6 песен ор. 34 (сл. Гейне, Гёте, Клингемана, Эберта, 1834-1837), 6 песен ор. 47 (сл. Гейне, Клингемана, Ленау, Тика, 1839), 6 песен ор. 57 (сл. Гёте, Уланда, Эйхендорфа, 2 на нар. сл., 1837-41), 6 песен ор. 71 (сл. Клингемана, Ленау, Фаллерслебена, Эйхендорфа, 1841-47), 3 песни ор. 84 (сл. Клингемана и др., 1831-39), 6 песен ор. 86 (сл. Гёте, Гейне, Гейбеля, Клингемана и др.), 6 песен ор. 99 (сл. Гёте, Уланда, Эйхендорфа и др., 1841-45), 2 духовные песни ор. 112, 2 романса на сл. Байрона (1834) и др.; вок. ансамбли 6 песен для смеш. квартета op. 41 (сл. Гёте, Гейне, Платена, Хёльти), 6 песен для того же состава ор. 48 (сл. Ленау, Уланда, Эйхендорфа, 1839), 6 песен для муж. квартета ор. 50 (сл. Гёте, Эйхендорфа и др., 1939-40), 6 песен для смеш. квартета ор. 59 (сл. Гёте, Уланда, Эйхендорфа, 1837-43), 6 вок. дуэтов с фп. ор. 63 (сл. Гейне, Бёрнса, Клингемана, Фаллерслебена, 1836-44), 3 дуэта с фп. ор. 77 (сл. В. Гюго, Уланда, Фаллерслебена), 6 песен для смеш. квартета ор. 88 (сл. Э. Гейбеля, Уланда, Эйхендорфа, 1836-47), 4 песни для смеш. квартета ор. 100 (сл. Уланда и др., 1839-44), 4 песни для муж. квартета ор. 120 (сл. В. Скотта, Гёте, 1837-47) и др.; для солистов и хора б cappella -3 псалма ор. 78 (1843-44), 6 мотетов для 8-гол. хора ор. 79 (1843-46), 4 песни для 4-гол. муж. хора ор. 75 (сл. Гёте, Эйхендорфа, 1839-1844), 4 песни для того же состава ор. 76 (сл. Гейне, Гервега, Фаллерслебена, Штольца), Траурная песня для смеш. хора (ор. 116, 1845) и др.; музыка к драматич. Спектаклям "Антигона" Софокла (ор. 55, пост. 1841, Потсдам), "Сон в летнюю ночь" Шекспира (ор. 61, 1842, пост. 1843, там же), "Аталия" Расина (ор. 74, 1843-45, пост. 1845, Берлин), "Эдип в Колоне" Софокла (ор. 93, пост. 1845, Берлин) и др.

Полное собрание сочинений М.: Felix Mendelssohn-Bartholdy's Werke, Serie l 19, Lpz., 1874-77.

Письма: Письма Мендельсона-Бартольди, СПБ, 1863; Mendelssohn-Bartholdy F., Briefe aus den Jahren 1830 bis 1847, Bd 1-2, Lpz., 1861-63 (неоднокр. переиздавались с 1875); Rolko E., Erinnerungen an Felix Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., 1868 (содержит 12 писем); Devrient Ed., Meine Erinnerungen an Felix Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., 1869, 1891 (содержит 33 письма); Hiller F., Felix Mendelssohn-Bartholdy, Briefe und Erinnerungen, Kцln, 1874; Moscheles F., Briefe von Felix Mendelssohn-Bartholdy an I. und Charlotte Moscheles, Lpz., 1888; Eсkardt J., Ferdinand David und die Familie Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., 1888 (содержит 30 писем); Schubring J., Briefwechsel mit Felix Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., 1892; Wolff E., Meisterbriefe von Felix Mendelssohn-Bartholdy, В., 1907; Hensel S., Die Familie Mendelssohn. (1729-1847). Nach Briefen und Tagebьchern, Bd 1-3, Lpz., 1879, Bd 1-2, Lpz., 1924; Mendelssohn-Bartholdу F., Letters, transl. by Gisela Seldon-Goth, N. Y., 1945; Sutermeister P., Felix Mendelssohn-Bartholdy. Lebensbild und Briefe, Z., 1949, 1958; Wehmer С., Ein tief gegrьndeter Herz. Der Briefwechsel Droysen Felix Mendelssohn-Bartholdys, Hdlb., 1959.

Литература: Ла-Мара, Мендельсон, в сб.: Музыкально-характеристические этюды, пер. с нем., М., 1886; Иванов-Борецкий М., Мендельсон. Биографический очерк, М., 1910; Булычёв В., Разбор оратории Мендельсона "Илия", (М.), 1910; Дамc В., Ф. Мендельсон-Бартольди, пер. с нем., М., 1930; Шуман Р., Избр. статьи о музыке (пер. с нем.), М., 1956, с. 191-221; Штейнпресс Б., Феликс Мендельсон, "СМ", 1959, No 2; Кенигсберг A., Увертюры Мендельсона, М., 1961; Ворбс Г. X., Феликс Мендельсон-Бартольди. Жизнь и деятельность в свете собственных высказываний и сообщений современников, пер. с нем., М., 1966; Конен В., История зарубежной музыки, вып. 3, М., 1972, с. 271296; Lampadins W. A., Felix Mendelssohn-Bartholdy ein Denkmal fьr seine Freunde, Lpz., 1848, 1886; Benedict J. A., Sketch of the life and works of the late Felix Mendelssohn-Bartholdy, L., 1850, with additions, L., 1853; Reissman A., F. Mendelssohn-Bartholdy. Sein Leben und seine Werke, Lpz., 1867, 1893; Barbedette H., F. Mendelssohn-Bartholdy, sa vie, ses oeuvres, P., 1869; Mendelssohn К., Goethe und F. Mendelssohn-Bartholdy, Lpz., 1871; Wolff E., Felix Mendelssohn-Bartholdy, В., 1905; Hartоgh J., F. Mendelssohn-Bartholdy, Leiden, 1908; Kahl W., Zu Mendelssohns Lieder ohne Worte, "ZfMw", 1921, Jahrg. 3, Mai; Bartels В., Mendelssohn-Bartholdy. Mensch und Werk, Bremen Hannover, 1947; Reich W., Schneider M. F., Felix Mendelssohn-Bartholdy. Denkmal in Wort und Bild, Basel, 1947; Wцrner K., Mendelssohn und wir, "Musica", 1947, No 1; Young P., Introduction to the music of Mendelssohn, L., 1949; Jacob H. E., Felix Mendelssohn und seine Zeit, Fr./M., 1959; Schneider M. F., Mendelssohn oder Bartholdy. Zur Geschichte eines Familiennamens, Basel, 1962; Werner E., Felix Mendelssohn, a new Image of the composer and his age, N. Y., 1963; Friedrich G., Die Fugenkomposition in Mendelssohns Instrumentalwerk, Bonn, 1969; Grossmann-Vendrey S., Felix Mendelssohn-Bartholdy und die Musik der Vergangenheit, Regensburg, 1969; Reich W. (Hrsg.), Felix Mendelssohn im Spiegel eigener Aussagen und Zeitgenцssischer Dokumente, Z., 1970; Ranft P., Felix Mendelssohn-Bartholdy. Eine Lebenschronik, Lpz., (1972).

Г. В. Крауклис.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое мендельсон я. л.
Значение слова мендельсон я. л.
Что означает мендельсон я. л.
Толкование слова мендельсон я. л.
Определение термина мендельсон я. л.
mendelson ya. l. это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины