Поиск в словарях
Искать во всех

Музыкальная энциклопедия - португальская музыка

Португальская музыка

П. м. имеет общие истоки с испанской музыкой и развивалась в постоянном взаимодействии с нею. Влияние муз. культур Востока (финикийцев, греков, карфагенян, с 1100 до н.э.) сказалось в музыке Лузитании (древнее назв. Португалии) менее, чем в испан. муз. иск-ве; римское же господство (2 в. до н.э. 5 в. н.э.) оставило более заметные следы в П. м. В "Географии" Страбона (ок. 1 в. до н.э.) упоминаются хор. песни лузитан, исполнявшиеся под аккомпанемент флейт и труб. В эпоху рим. владычества распространяется христианство и с ним католич. песнопения, связанные с лат. литургией. Нашествие вестготов (нач. 5 в.) сопровождалось проникновением греко-визант. культового пения, что оставило след в позднейшей П. м. Ведущим жанром был литургич. гимн, имевший нар.-песенные истоки. Наиболее древние нар. песни трудовые, календарные, а также связанные с церк. праздниками. Самый распространённый песенный жанр фаду (сольная лирич. песня). Древнейшие нар. муз. инструменты: струн. щипковые виуэла (позднее виола и виолан), кавакинью; духовые гайта (волынка); ударные забумба (большой цилиндрич. барабан), тамбур (барабан меньшего размера), адуфе (квадратный бубен с 2 мембранами). Наряду с мажором и минором сохраняются ср.-век. лады; характерно преобладание квадратных периодов; в музыке пограничных с Испанией р-нов встречаются переменные и смешанные метры.

Несмотря на то, что в Лузитании длительное время господствовали арабы (8-15 вв.), их высокоразвитая муз. культура не оказала влияния на П. м., не лишила её нац. своеобразия (даже самый популярный у арабов инструмент лауд не был принят ни испанцами, ни лузитанами). Развитие собственно П. м. началось в 12 в., после отделения Португалии от Кастилии и Леона и образования самостоят. королевства. Формирование португ. нации в результате усиления Реконкисты (борьба за освобождение от арабов, завершённая в 1492) способствовало развитию проф. нац. П. м. В 1290 Диниш I открыл в Лисабоне ун-т, в к-ром преподавались также муз. предметы (в 1307 переведён в Коимбру). 12-13 вв. эпоха придв. иск-ва трубадуров. Их излюбленный жанр кантариш ди жесту героико-эпич. песни история, содержания, отразившие борьбу с маврами и воен. подвиги христ. рыцарей. Один из выдающихся представителей этого иск-ва Г. Ансурес (возможно, автор сб. "Кансан ду Фигейрал"; сохранился в списке 15 в.) находился при дворе короля Санчо I, к-рый сам был трубадуром (как и др. португ. короли 13-14 вв., в т.ч. Альфонс III и Диниш I). Среди др. муз.-поэтич. жанров португ. трубадуров трова, кансан, эндейша, солау, лоа, шакара, жанейра, майя, рей, серранилья, многие из к-рых имеют нар. происхождение.

Особенно популярны в народе были разл. по тематике светские романсы, происходившие от кантариш ди жесту (история., рыцарские, любовные, а также религ. содержания), исполнявшиеся жонглёрами (хугляры), позднее нар. музыкантами, и вилансико (то же, что испан. вильянсико), первоначально входившие в ср.-век. муз.-драм. действа (типа ауто); позднее вилансико стали чисто песенной формой светского и религ. содержания (в качестве рождеств. песни сохранились в совр. нар. П. м. и браз. музыке). Среди танцев 13-14 вв. танец с мечами, круговые дансас де рода с пением; позднее возникли вира, вилан, маррафас, фаррапейра, эсталадиньо, мальян, а также шакота (позднее чакона) и фолия, к-рые впоследствии вошли в европ. инстр. музыку. В числе ср.-век. инструментов (кроме сохранившихся с древности) ребек, ситолон (струн. щипковый), а также арфа, псалтериум, известные и в др. странах ср.-век. Европы. В 15-16 вв. интенсивно развивался муз. театр; его создатель Ж. Висенти (работал также в Испании), в фарсах и аутос к-рого большое место занимала музыка. Возникли характерные формы инстр. П. м.; выдвинулись композиторы-виуэлисты: Дон Педро (герцог коимбрский), Ант. и Аф. да Силва, П. Ваш, Э. Парлимпу, виртуоз П. да Пена, культивировавшие вариационные формы инстр. музыки т.н. глосы и диференсиас, а также тентос (полифония, пьесы типа ричеркара), фантазии и танц. пьесы, в к-рых использовались темы нар. танцев фолии, чаконы, вилана. П. м. обогащало иск-во испан. музыкантов, служивших при португ. дворе; среди них виуэлисты Л. де Милан, Д. Писадор и М. де Фуэнльяна, органист А. де Кабесон, клавикордист Ф. де Сота. В сер. 15 в. Альфонс V реорганизовал придв. капеллу по образцу англ., в к-рой работал Дж. Данстейбл, чьё творчество оказало влияние на развитие полифония, хор. П. м. a cappella. В числе крупнейших полифонистов 15-16 вв. Т. да Силва (сб. "Любители музыки" "Los amables de la mъsica"), Ж. ди Менезиш, М. Машаду ди Азеведу, Г. ди Баэна и разносторонний музыкант каноник Э. ди Павиа из Коимбры. Расцвет хор. полифонич. музыки во 2-й пол. 16-17 вв. (т.н. золотой век П. м.) связан с деятельностью М. Мендиша (сб. "Искусство церковного пения" "Arte de cantochгo"), Д. Лобу, M. Кардозу (сб. пассионов, изд. в 1595), Ф. ди Магальяйнша, Д. Диаша ди Мелгасу, Л. Ребелу, Л. ди Кристу. Инстр. музыку писали М. Коэлыо (сб. "Цветы музыки" "Flores de mъsica", Лисабон, 1620; включал 28 тентос для клавишных инструментов и арфы), органист Ф. Корреа ди Араужу (руководство по иск-ву игры на органе "Facultad Organica", Алькала, Испания, 1626), А. да Круш, автор самого раннего руководства по иск-ву игры на скрипке и соч. для неё ("Lira de arco ou Arte de tanger rabeca", Лисабон, 1639). В 16-17 вв. выдвинулись муз. теоретики, авторы науч. трактатов, в т.ч. Д. ди Гойш (о муз. теории, год и место изд. неизв.), А. Барбозу (о происхождении муз. тонов, изд. в Севилье, 1520), Ж. Осорью ("О музыке", изд. в Кёльне, 1588), П. Фалезиу (о церк. пении, изд. в Коимбре, 1617), А. Фернандиша (о церк. пении, изд. в Лисабоне, 1626); трактат короля Жуана IV прогрессивное для сер. 17 в. полемич. соч. в защиту новой музыки (1649); Жуан IV был основателем крупнейшей муз. б-ки в Лисабоне (погибла при землетрясении 1755). Муз. образование в 17-18 вв. было гл. обр. церковным; его получали в Патриаршей семинарии в Лисабоне, семинарии Сан-Педру в Браге, Корол. колледже в Вила-Висозе, монастыре Санта-Каталина в Рибамаре и др.; муз. теория преподавалась в ун-те в Коимбре. С кон. 17 в. в течение 200 лет в муз. жизни Португалии господствовала итал. опера. В Лисабоне гастролировали многочисл. итал. труппы (с 1682), поощрявшиеся корол. двором. Были построены спец. оперные т-ры "Театру да Ажуда", "Опера ду Тежу", "Театру ди Салватерра", "Театру ди Келуш", "Театру ду Байру-Алту" и др.; в 1793 открылся корол. т-р "Сан-Карлуш" в Лисабоне (крупнейший в 70-х гг. 20 в.). Певцы посылались обучаться иск-ву бельканто в Италию; там же получили образование крупнейшие португ. оперные композиторы 18 в. Ф. А. д'Алмейда (первая в П. м. опера "Терпение Сократа", 1733, пост. в 1793), Ж. С. Карвалью (12 опер), Д. Перес (ок. 30 португ. и итал. опер, в т.ч. "Героизм Сципиона", 1741; "Александр в Индии", 1745; "Демофонт", 1752; "Сулейман", 1757), а также М. А. Португал да Фонсека, оперы к-рого ставились в крупнейших т-рах Европы, в т.ч. в Петербурге ("Принц-трубочист", "Двое горбатых") и Париже (оперу "Обольстительный философ" Наполеон выбрал для открытия сезона итал. оперы в 1801). Основоположники нац. оперы А. Тейшейра и гл. обр. А. Ж. да Силва, оперы к-рого, по жанру близкие к испан. сарсуэле, отмечены чертами зарождавшегося нац. стиля (комич. опера "Жизнь великого Дон Кихота из Ла Манчи", 1739). Однако нац. направление не получило развития в оперной П. м.; композиторы след. поколения Ж. Ж. Балди, Л. Ш. душ Сантуш, А. Леал Морейра, А. Силва и др. продолжали подражать итал. образцам. Одноврем. оперные композиторы писали культовую хор. и инстр. музыку, в т.ч. д'Алмейда, Периш. Выделялись инстр. соч. К. Сейшаша, церк. органиста и рук. корол. капеллы (1721-29) в Лисабоне. Он был (по нек-рым сведениям) учеником Д. Скарлатти, автором ряда оригинальных, окрашенных нац. колоритом сонат и токкат для клавесина в духе итал. и испан. сонат того времени; писал также мессы (10), мотеты, соч. для органа. Пользовались известностью инстр. соч. Карвалью (наряду с операми); в его сонатах, ричеркарах, токкатах и др. клавесинных пьесах уже проступали черты фп. стиля. Развитию инстр. музыки способствовали созданные в нач. 19 в. первые муз. об-ва и оркестры, в т.ч. Филармонич. об-во в Лисабоне, организованное в 1822 Ж. Д. Бонтемпу, композитором, пианистом и педагогом, основателем (1835) и руководителем первой т.н. Корол. консерватории (позднее Нац. лисабонская консерватория). Бонтемпу был первым автором нац. симф. и камерно-инстр. соч., однако у него не оказалось последователей, и до кон. 19 в. португ. композиторы продолжали писать традиц. итал. оперы; среди них Ф. Ca ди Норонья, М. А. Перейра, Ф. ди Фрейташ Газул. В кон. 19 в. в П. м. проникли франц. и нем. влияния, привнесённые А. Машаду (окончил Парижскую консерваторию), к-рый стал автором опер в духе франц. лирич. оперы "Лауреана" (1883), "Марио Веттер" (1898), "Венера" (1905), "Боргезина" (1909) и др., и 20 оперетт, в т.ч. "Солнце Наварры" (1870), "Золотой крест" (1873), "Мария ди Фонт" (1879). Под влиянием Р. Вагнера написана опера "Любовь и гибель" (1907) Ж. Аррою. Оперетты в кон. 19 в. писали также С. ди Кардозу, Ф. Дуарти, В. Пинту. С сер. 19 в. в гл. городах страны был создан ряд конц. организаций, в т.ч. "Академия Мельпомены" (1845), об-во "Публичные концерты" (1860), муз. ассоциация "24 июня" (1879-88) в Лисабоне; в организуемых ими концертах участвовали заруб. дирижёры, исполнявшие соч. Р. Вагнера, Ф. Листа и др. композиторов того времени. В 1863 пианист Г. Дади организовал в Лисабоне 1-й публичный концерт классич. камерной музыки; им осн. также Об-во классич. концертов (1874) и Конц. об-во Лисабона (1875), однако оба об-ва существовали недолго. Среди др. организаторов концертов Г. Косоль и Э. Неуман. Гл. распространителем симф. и камерной музыки была ок. 50 лет (с 1884) Корол. академия любителей музыки. Муз. коллективы создавались также в г. Порту Филармония (с 1852; осн. Ф. Э. да Кошта), Квартетное об-во (1874), Об-во камерной музыки (1883); в Порту (с 1881) существует хор "Орфеон", осн. видным муз. деятелем М. ди Ca, к-рый позднее также организовал Об-во симф. концертов, Муз. ассоциацию нар. концертов и Ассоциацию педагогов класса смычковых инструментов (рук. её концертами); в 1917 в Порту открыта консерватория. Проблемы П.м. в 19 в. освещали муз. журн. и газеты "Arte Musical", "Amphion", "Gazeta de Harmonia", "Gazeta Dramбtico-Musical di Lisboa", "Anais di Orfeгo Portuense".

В 1-й пол. 20 в. большее развитие (по сравнению с оперой) получила инстр. музыка. Выдвигаются крупные композиторы и исполнители, учившиеся гл. обр. в Германии; среди них композитор, пианист и дирижёр Ж. Виана да Мота (ученик Л. Ф. Шарвенки, Ф. Листа, X. Бюлова). Своей симфонией "Родина"; "Португальской рапсодией" для фп. и мн. фп. пьесами и хор. соч., отмеченными художеств. мастерством и близостью к нац. муз. фольклору, Виана да Мота заложил основы нац. П.м. 20 в. Он был также музыковедом, рук. Конц. об-ва Лисабона (с 1917) и рук. Лисабонской консерватории (1919-38). Среди др. композиторов О. да Силва (учился в Берлине; 2 струн. квартета, скр. соната, фп. пьесы и др. камерно-инстр. соч.); ученик Э. Хумпердинка Л. Фрейташ Бранку (один из рук. лисабонской консерватории, в 1926-38 директор т-ра "Сан-Карлуш"; 5 симфоний, драм. симфония "Манфред" для солистов, хора, органа и оркестра, симф. поэмы, 2 орк. "Португальские сюиты", фп. соч. и др., обр. нар. песен), Р. Коэлью (гл. обр. оперы, а также симф. соч.), а также К. Карнейру (ученик П. Дюка в Париже; балет, орк. пьесы, камерно-инстр. соч. в духе франц. импрессионистов). Нац. колоритом окрашены соч. И. Круша ("Лузитанские мотивы" для оркестра, симф. поэмы "Лисабон" и "Коимбра") и особенно ведущего представителя совр. П. м. Ф. Лопиш Грасы, воспитанника, затем профессора консерватории в Лисабоне, муз. критика и прогрессивного обществ. деятеля, пропагандиста совр. музыки, основателя об-ва совр. камерной музыки "Соната" (1942); в балетах, орк. и вок. соч., в т.ч. в песнях на сл. Ф. Гарсиа Лорки для тенора и инстр. ансамбля и мн. камерно-инстр. и др. произв., использовал нац. муз. фольклор. Подъём муз. жизни в 20 в. связан с деятельностью пианиста и музыковеда М. А. Ламбертини, основателя Об-ва камерной музыки (1900-15), С. Л. ди Брага, организатора выступлений (с 1900) симф. оркестров из Берлина, Мюнхена, Парижа, стимулировавших создание нац. орк. коллективов (организованные в 1909 М. А. Ламбертини и в 1910 скрипачом Ж. Кардоной оркестры вскоре прекратили существование из-за финансовых трудностей). Первый постоянный нац. симф. оркестр, осн. в 1911 С. Л. ди Брага (работал до 1928) исполнял произв. Р. Вагнера и франц. импрессионистов. Оркестр, осн. виолончелистом Д. ди Соза (в 1914), пропагандировал классич. рус. музыку. Нек-рое время (с 1928) новый оркестр под упр. П. ди Фрейташа Бранку (1920) исполнял соч. совр. композиторов. В числе исполнителей в нач. 20 в. пианисты Л. Мендиш, Ф. Лайриш, А. Мареа; скрипач А. Беттенкур; певец Ф. д'Андради; пианист и музыковед С. Кастнер. В Лисабоне в 20-е гг. выступали крупнейшие иностр. музыканты пианисты М. Розенталь, А. Рубинштейн, X. Итурби, скрипачи П. Коханьский, X. де Манен, виолончелисты П. Касальс и Г. П. Пятигорский и др. солисты и коллективы (в т.ч. Римский квинтет). С сер. 30-х гг. видные заруб. артисты исполняли новейшую музыку в симф. и камерных концертах организованного в 1935 Элизой ди Соза Педрозу Кружка муз. культуры (президент М. Н. Маседу), к-рый имел филиалы во мн. городах страны. Среди муз. об-в Об-во Португальских авторов (SPA), Лисабонское конц. об-во, Хор. об-во (осн. в 1931, один из рук. И. Круш, 1940-47), Об-во изящных иск-в, "Музыкальная молодёжь Португалии" (с 1960-х гг. основатель Ж. Брага Сантуш), "Музыкальное возрождение" (пропагандирует старинную П. м., осн. И. Крушем в 1923), Хор. об-во "Дуарти Лобу" (осн. И. Крушем в 1930). Среди композиторов 50-70-х гг. Ж. Брага Сантуш (также дирижёр) автор опер и симф. соч., А. Касуту, использующий серийную технику (также дирижёр), Ф. Пириш и др. представитель авангардизма в П. м. Ж. Пешинью, автор и теоретич. работ. Гл. муз.-уч. заведения в совр. Португалии Нац. консерватория в Лисабоне, Муниципальная консерватория в Порту и Муз. академия в Коимбре, а также Академия любителей музыки в Лисабоне (частная консерватория), спец. лицеи (с муз. кафедрами). В 30-е гг. созданы симф. оркестры в Лисабоне Нац. радиовещания, Лисабонский филармонич. (с 1937, рук. И. Круш), Нац. совета, Радио Порту (рук. С. Перейра); камерный оркестр Гульбенкяновского фонда (рук. М. Табачник). Дух. оркестры существуют в Лисабоне и др. португ. городах. Культовая музыка исполняется в кафедральном соборе в г. Порту, где выступают крупнейшие хоры и органисты. Организованы муз. фестивали Гульбенкяновского фонда (Лисабон; май июнь; исполняются оперы, балеты, классич. музыка), фестиваль в г. Синтра (ежегодно, в августе). Работают также об-ва хор. музыки и дух. оркестры ив др. городах. Создана ассоциация композиторов в Лисабоне. Организованы Центр по изучению иск-ва григорианского пения, Кабинет муз. исследований при Нац. секретариате по делам иск-в (GEMEN).

Муз. соч. публикуют изд-ва "Сассетти и К?" в Лисабоне, "Портукаленш" в Порту. Имеется португ. отделение амер. фирмы грампластинок "His masters voice" и "Текла"; с 1960-х гг. выпускается серия пластинок "Антология музыкального фольклора Португалии" (рук. серии Ф. Лопиш Граса). Среди совр. журн. "Revista do Conservatorio", "Mъsica", "O Eco Musical" (с 1911), "Arte Musical" (с 1932), "De mъsica", "Gazeta Musical" (с 1951). В 70-е гг. издаётся журн. "Panorama", посв. общим вопросам культуры.

Однако несмотря на нек-рое оживление муз. жизни, П. м. в 20 в. не выдвинула таких ярких деятелей, как представители испан. Ренасимьенто; муз. жизнь страны в целом носит и в 70-е гг. провинциальный характер.

Литература: Vasсоnоеllоs J. de, Os mъsicos Portugueses, v. 1-2, Porto, 1870, Oporto, 1900; Fonseca Benevides F. da, О. Real teatro de S. Carlos de Lisboa, Lisboa, 1902; Ribeiro Guimarгes J., Biografia de Luisa de Aguiar Todi, Lisboa, 1872; Vieira E., Dicionario biogrбphico de musicos Portugueses, v. 1-2, Lisboa, 1900; Rereira Peixioto D'alneida Carvalhaes M., Marcos Portugal na sua mъsica dramбtica, Lisboa, 1910; Viterbо S., Subsнdios para a historia do mъsica em Portugal, Lisboa, 1911, Coimbra, 1932; Lambertini M., Histoire de la musique en Portugal, в кн.: Encyclopйdie de la musique par A. Lavignac, pt. 1, P., 1920; Freitas BrancoL. de, A mъsica em Portugal, Lisboa, 1929; Pinto A., Mъsica moderna Portuguese e os seus reprйsentantes, Lisboa, 1930; Lima Cruz M. A. de, D. Bomtempo, Lisboa, 1937; Santos J. E. dos, A polifonia clбssica portuguesa, Lisboa, 1937; Gallop R., Cantares do Povo Portugues, Lisboa, 1937; Amоrim E., Dicionвrio biogrвfico de musicos do Norte de Portugal, Porto, 1941; Dos Santos C. A., Goгo Arroyo, Lisboa, 1941; Kastner M. S., Contribuciуn al estudio de la mъsica esparola y portuguesa, Lisboa, 1941; Carlos de Seixas, Coimbra, 1947; Kastner M. S., Lopes Graзa F. Mъsica e musicos modernos, Oporto, 1943; Kastner M. S.,Vianna da Motta J., Subsidios para una biographie, Lisboa, 1949; Joaquim M., Prefacio dos Composiзхes polifуnicas de Duarte Lobo, Lisboa, 1945; eго жe, 20 libros de mъsica polifonica, Lisboa, 1953; Marques J. J., Cronologia da уpera em Portugal, Lisboa, 1947; Henriques M. V., Fernando Lopes Graзa na mъsica portuguesa contemporanea, Sacavйm, 1956; Freitas F., Canзхes traditionais Portugueses do cielo da Quaresma e Pбscoa, Lisboa, 1967; его же, Viana da Mota, pianista cosmopolita e compositor Lusitano, Lisboa, 1968.

П. А. Ахундов.
Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое португальская музыка
Значение слова португальская музыка
Что означает португальская музыка
Толкование слова португальская музыка
Определение термина португальская музыка
portugalskaya muzyka это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):

Самые популярные термины