Античная философия - деметрий фалерский
Деметрий фалерский
Жизнь. Биография Д. у Диогена Лаэртия (V 75-85). Родился в Афинах (принадлежал к дему Фалер), был человеком незнатного происхождения (V 76. 1). Получил в юности хорошее образование: вместе с братом учился в Ликее у Теофраста (не исключено, что мог слушать и Аристотеля); был знаком также с ораторами Демосфеном (Plut. Demosth. 9. 11. 14) и Динархом.
Д. с самого начала своей политической карьеры (с 324) примыкал к про-македонской партии в Афинах. В результате событий 319-318, связанных с попыткой восстановления в Афинах демократии после смерти македонского наместника Антипатра, весной 317 был выдвинут Кассандром, сыном Антипатра, на должность «попечителя» города (эпимелета) и занимал ее в течение 10 лет, с 317 по 307, осуществляя при цензовой (по сути олигархической) конституции фактически абсолютное правление (тираннию). Свое правление в Афинах Д. начал с пересмотра и составления свода основных законов, заслужив у историков звание третьего законодателя афинян после Драконта и Солона (ср. Georg. Sync. 331, 6 Mossham.; о деятельности Д. в Афинах см. Фролов 2003). Особое покровительство Д. оказывал Перипату (ср. D. L. V 2, 39), но в той или иной степени поддерживал всех видных философов Афин своего времени (академика Ксенократа, IV 2, 14, киренаика Феодора, II 8, 101, киника Кратета, VI 5, 90). Лишившись власти в 307 после осады Афин Деметрием Полиоркетом, Д. на 10 лет удалился в Фивы, остававшиеся под контролем Кассандра; по замечанию Плутарха, пребывал в безвестности и влачил жалкое существование (Plut. Quom. adulât. 28, 69cd). С 297 (после смерти Кассандра) Д. при дворе Птолемея I Сотера как привилегированный царский советник (Plut. De exil. 7, 601f-602a; Reg. et imp. apophth. 189d; D. L. V 78; Cic. De fin. V 19, 53-54). Главным деянием Д. в Александрии, помимо составления законов (ср. Aelian. Var. hist. Ill 17), была инициатива создания Мусейона и Библиотеки (свидетельствующая об этом традиция восходит к «Письму к Филократу» Аристея, апокрифу кон. 2 в. до н. э.); достоверность сведений, восходящих к тому же источнику, о том, что Д. составил проект перевода на греческий язык Священного Писания евреев (об этом говорят Иосиф Флавий, Климент Александрийский, Тертуллиан) современными учеными, как правило, отвергается. Умер Д. в изгнании, в Египте, вскоре после прихода к власти Птолемея П.
Сочинения. Д. оставил обширное литературное наследие, от которого дошли немногочисленные фрагменты (см. в собрании Ф. Верли). У Диогена Лаэртия приведен каталог, в котором упомянуты 44 его произведения (книга «О законах» упомянута дважды). Преимущественное внимание в своем творчестве Д. уделял традиционной разработке этико-политических вопросов. К этическому разделу относят «Протрептик», «О величии души» (Περὶ μεγαλοψυχίας), «Об убеждении» (Περὶ πίστεως), «О МИЛОСТИ» (Περὶ χάριτος), «Об удаче» (Περὶ τύχης), «О благоприятном моменте» (Περὶ καιροῦ), «О любви» (Ἐρωτικός), «О браке» (Περὶ γάμου), «Об обязанностях» (Περὶ ἐπιτεδευμάτων), «О старости», «Апология Сократа» (в каталоге «Сократ», ср., однако D. L. IX 51) и др. Д. принадлежит древнейшее сохранившееся (у Стобея) собрание изречений Семи мудрецов и первое собрание басен Эзопа. Политической философии и политической истории были посвящены: «О справедливости», «В защиту демократии», «О демагогии», «Об афинском государственном устройстве», «Об афинском законодательстве», «Список архонтов» и др. Были у Д. также труды по риторике и литературоведению. Об афинском периоде своей жизни Д. оставил воспоминания «О десятилетии», а также «Обличение афинян». Не будучи оригинальным мыслителем, Д. все же оставил заметный след в истории Перипатетической школы; его несомненная заслуга состоит в том, что он перенес опыт перипатетической учености в Александрию, стал инициатором историографических и литературоведческих исследований в Мусейоне.
Высокую оценку Д. можно встретить у Цицерона, который видел в нем идеальное сочетание достоинств государственного деятеля, оратора и философа. В «О законах» Цицерон писал: «Что касается человека... который был бы первым и в занятиях наукой, и в управлении государством, то кто сравнится с Деметрием Фалерским?» (egg. Ill 6, 14)
Фрагм.: WEHRLI, Die Schule IV. Demetrios von Phaleron. Basel, 1968.
Лит.: Wehrli F. Demetrios von Phaleron, RE Suppl. XI, 1968, col. 514 sq.; Gehrke H. J. Das Verhältnis von Politik und Philosophie in den Werken des Demetrios von Phaleron, -ChironS, 1978, p. 149-193; Williams J. MThe Peripatetic school and Demetrius of Phalerum 's reforms, AncW 15, 1985, p. 87-98; Büchler W. Zur handschriftlichen Überlieferung der Sprüche der sieben Weisen, NAWG 1989, S. 3-36; Fortenbaugh W. W., Schütrumpf E. Demetrius of Phalerum: Text, Translation and Discussion [RUSCH IX]. N.Bruns.; L., 2000; Фролов Э. Д. Философ у власти: правление Деметрия Фалерского в Афинах, АКАДЕМИЯ. Вып. 5, 2003, с. 197-221.
М. А. СОЛОПОВА
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция
П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин
2008