Античная философия - деметрий лаконский
Деметрий лаконский
Фрагменты сочинений Д. сохранились в библиотеке папирусных свитков из Геркуланума. Тексты Д. показывают, что эпикуреизм в конце 2 в. до н. э. был весьма разносторонним учением, в котором был представлен широкий спектр проблем школьного учения от физики до этики. Как особенность философии Д. можно отметить его интерес к математике, в частности, известно о его критическом разборе «Начал» Евклида (о них писал и Зенон Сидонский), а также его разработку метода критического анализа и интерепретации текстов Эпикура.
Сохранились фрагменты следующих текстов Д.: сочинение по физике (РНегс. 124), в котором, возможно, обсуждалась и эпикурейская теология, в частности, антропоморфизм эпикурейских богов (ср.: De Falco 1923, p. 57); этому вопросу в рамках обсуждения широкого круга теологических проблем было посвящено отдельное сочинение Д. (РНегс. 1055); сочинение об устройстве космоса (РНегс. 1013), в котором Д. защищал мнение Эпикура о величине Солнца (по Эпикуру, она равна видимому размеру солнечного диска) против стоической критики Дионисия Киренского и Посидония; трактат «О геометрии» (РНегс. 1061), посвященный опровержению некоторых теорем из 1-й кн. «Начал» Евклида (по крайней мере, теорем 3-й, 9-й и 10-й) с точки зрения эпикурейского учения о бесконечно малых; разбор «Апорий» Полнена против «Начал» Евклида, в котором Д. отвечает на критику Полнена со стороны стоика Дионисия Киренского (РНегс. 1083, 1258, 1429, 1642, 1647, 1822); сочинение, в котором Д. рассматривал трудные места из Эпикура, считая, что от подобных проблем можно избавиться или с помощью толкования текста, или предположив, что текст испорчен переписчиками (РНегс. 1012;. Известно о сочинении Д. по этике, возможно, озаглавленном «Об образе жизни», Κατὰ δίαιταν (РНегс. 1006), учебнике по физике и этике «Руководство» (Ἐγχειρίδιον),
Секст Эмпирик приводит мнение Д. о том, как можно в ходе логического доказательства избежать регресса в бесконечность (Adv. math. VIII 348-353), а также его толкование эпикуровского определения времени как «того, что привходит к вещам привходящим» (σύμπτωμα συμπτωμάτων) (Ibid. X 219-220, fr. 294 Usener).
Фрагм.: Puglia Ε. (ed.). Aporie Testuali ed Esegetiche in Epicuro (PHerc. 1012). Nap., 1988; Romeo С Demetrio Lacone sulla grandezza del sole (PHerc. 1013), CronErc 9, 1979, p. 11-35; Idem (ed.). Demetrio Lacone. Lapoesia (PHerc. 188 e 1014). Nap., 1988;
Лит.: De Falco V. L'epicureo Demetrio Lacone. Nap., 1923 (repr. 1987); Schmid W. Aus der Arbeit an einen ethischen Traktat des Demetrios Lacon, Epicurea in memoriam H. Bignone. Gen., 1959, p. 179-195; Romeo C, PugliaE. Demetrio Lacone, -ΣΥΖΗΤΗΣΙΣ. Studi suir epicureismo Greco e Romano. Vol. II. Nap., 1983, p. 529-549; Puglia E. L'Enchiridion di Demetrio Lacone, CronErc 16, 1986, p. 45-51; AngeliA., Dorandi T. Il pensiero matematico di Demetrio Lacone, CronErc 17, 1987, p. 89—103; Puglia E. (ed.). Demetrio Lacone. Aporie testuali ed esegetiche in Epicuro (PHerc. 1012). Nap., 1988; Barnes J. Epicurean Signs, -OSAPh Supplem. vol., 1988, p. 91-134; RoselliA. Appunti per una storia dell'uso apologetico della filologia: la nuova edizione di Demetrio Lacone (PHerc. 1012), SCO 40, 1990, ρ. Ι ΠΙ 38; Santoro M. Demetrio Lacone. [La forma del dio]. Nap., 2000.
M. А. СОЛОПОВА
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция
П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин
2008