Античная философия - гекатей из абдеры
Гекатей из абдеры
Это же сочинение цитирует Диоген Лаэртий (D. L. I 10-11) во вводной части своего историко-философского компендия, называя его «О философии египтян» (Περὶ τῆς τῶν Αἰγυπτίων φιλοσοφίας). Ссылаясь на Г. и египетского автора 3 в. Манефона, Диоген излагает египетскую философию как учение «о богах и справедливости», согласно которому в начале всего была материя, из которой выделились четыре элемента и потом образовались всевозможные живые существа; космос шарообразен, рожден и смертен; душа переживает свое тело и переселяется в другие; богами египтяне считают Солнце и Луну под именами Осириса и Исиды (ср. Diod. Sic. Ill, 1), а этих божеств символизируют различные животные, и т. п.
Г. традиционно приписывалось также соч. «Об иудеях» (DKII, fr. 15-16), ныне признаваемое неаутентичным, см.: Bar-Kochba В. Pseudo-Hecataeus, «On the Jews». Legitimizing the Jewish Diaspora. Berkeley, 1996.
Фрагм.: DK И, 240-245; FGrH III A, n° 264, p. 11-64; III Aa, p. 29-87 (комм.).
Лит.: Reinhardt К. Hekataios von Abdera und Demokrit, Hermes 47, 1912, S. 492-513 (=Idem. Vermächtnis der Antike: Gesammelte Essays zur Philosophie und Geschichtsschreibung. Gott., 1960, S. 114-132); Murray O. Hecataeus of Abdera and Pharaonic Kingship, JEA 55, 1969, p. 143-170; Idem. The Date of Hecataeus' Work on Egypt, Ibid. 59, 1973, p. 163-168; Spoerri W. Hekataios von Abdera, RAC 5, 1988, col. 275-310; Campos Daroca J., Fuentes Gonzalez P P. Hécatée d' Abdére, DPhA III, 2000, p. 505-525; Берлинский А. Л. Первые упоминания о евреях в греческой литературе: иудейская религия у Гекатея и Феофраста, -Евреи и греки: Диалог через тысячелетия. СПб., 1999, с. 215-235; Он же. Античные учения о возникновении языка. СПб., 2006, с. 15-35 («Диодор и Гекатей Абдерский»).
М. А. СОЛОПОВА
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция
П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин
2008