Поиск в словарях
Искать во всех

Античная философия - клеанф

Клеанф

КЛЕАНФ (Κλεάνθης) из Асса (ок. 331/30 ок. 232/1 до н. э.), представитель Ранней Стой, ученик Зенона из Кития и его преемник во главе школы.

Жизнь. По традиционной версии, родился (Асе, Троада) в архонтст-во Аристофана (ок. 331/30 до н. э.), умер в архонтство Ясона (ок. 232/1) и прожил, т. обр., ок. 100 лет (SVF 1 477; Lucian. Macrob. 19; ISHerc, col. 28-29). В молодости К. был кулачным бойцом и примкнул к Зенону в более чем зрелом возрасте (ок. 280 D. L. VII 176); вел аскетически-скромную жизнь, зарабатывая на учебу физическим трудом (там же 168 сл.). После смерти Зенона 32 года возглавлял школу (ISH col. 29), отстаивал норму стоического учения (как сам ее понимал) против слишком смелых нововведений Аристона и Герилла (D. L. VII163; 174) и приобрел известность: египетский царь Птолемей (Филадельф или Эвергет) пригласил К. (вероятно, в 240-х) приехать или прислать кого-либо из учеников (там же 185). Умер К., отказавшись от пищи во время болезни (D. L. VII 176).

Сочинения. К. был автором нескольких десятков сочинений по всем разделам стоического учения (из ранних стоиков больше него написал только Хрисипп). Известны 58 названий: 50 по списку Диогена Лаэртия (VII 174 = S VF I 481), прочие по другим источникам; время и последовательность написания установить невозможно. В относительно цельном виде до нас дошел «Гимн к Зевсу» (фр. 537), который в поэтической форме выражает квинтэссенцию стоического мироощущения и считается заметным памятником античной гимнографии. Из прочих сочинений наиболее важны были следующие. По логике: «Риторика», «Логика» [«О разуме»] (Περὶ τοῦ λόγου) в 3-х кн., «О чувственном восприятии», «О знании», «О диалектике», «О повелевающем рассуждении» (Περὶ τοῦ Κυριεύοντος), «О предикатах» (Περὶ κατηγορημάτων), «О неразрешимом»; по физике: «О Зеноновом учении о природе» в 2-х кн., «Физические заметки», «О времени», «Разыскания о Гераклите» в 4-х кн., «Об атомах», «Против Демокрита», «О богах», «Против Аристарха», «О влечении» в 2-х кн.; по этике: «О конечной цели», «О добродетелях», «О надлежащем» в 3-х кн., «О поступках», «О наслаждении», «О законах», «Политик», «О свободе»; прочие: «Увещание» (Προτρεπτικός), «Беседы» (Διατριβαί) в 2-х кн., «Любовное искусство», «О воспитании» (Περὶ ἀγωγῆς), «Исследование о древностях» (Ἀρχαιολογία) и др. Сохранилось немногим более 100 текстов, содержащих цитаты из сочинений К. или изложение его мнений.

Учение. Вопреки сложившейся еще при Зеноне традиции считать К. старательным подражателем, «трудолюбивым, но недаровитым» (D. L. VII 170; 174), он имел самостоятельную позицию по многим пунктам стоической доктрины. Каждую часть философии К. разделил на две диалектика и риторика, этика и политика, физика и теология и, возможно, выстраивал учение в порядке логика этика физика (SVF 1482). Занимался всеми разделами логики. Уделял много внимания плану выражения (SVF 1485 сл.) и дал одно из школьных определений риторики: «знание того, как правильно говорить» (I 491). В области теории познания разрабатывал учение о «впечатлении», которое представлял (как, вероятно, и Зенон) в виде вещественного отпечатка (I 484). Что касается собственно логики (I 488 сл.)> то К., видимо, разрабатывал теорию «лектон» и специально интересовался модальными высказываниями (в частности, логическим текстом Диодора «повелевающее рассуждение»). Реальные достижения К. в этой области по сохранившимся текстам представить трудно, но он, несомненно, широко использовал силлогизмы для доказательства (напр., 1518; 529).

Физические воззрения К. засвидетельствованы более подробно. Безусловно принимая основоположения Зенона (два начала, элементы и т. д. -1 493 сл.), К. уделил особое внимание космическим процессам (образование мира, воспламенение, космические циклы) и, по-видимому, серьезно интересовался Гераклитом (напр., I 519). Небесные тела К. (единственный в школе) считал конусовидным огнем, а солнце ведущим началом мира (I 497 сл.; 505 сл.) и выступил с критикой Аристарха Самосского, утверждавшего, что земля не покоится, а вращается по эллиптической орбите (I 500). В учении о мировой симпатии К. впервые четко сформулировал фундаментальный тезис стоической онтокосмологии: симпатия возможна лишь между телесными структурами (I 518). Кроме того, К. имел нечастый в стоической среде интерес к наблюдению живой природы и, по-видимому, признавал в действиях животных определенную логичность (I 515). При достаточно традиционных антропологических взглядах К. полагал, в отличие от Хрисиппа, что все души сохраняются до конца космического цикла (I 522). Мнение Посидония, согласно которому К. допускал самостоятельное существование иррационального начала в душе (I 570 сл.), вряд ли можно считать корректным.

Особенно большое внимание К. уделял теологии (которую выделял в самостоятельный раздел философии) и предложил собственные аргументы в пользу существования богов: способность души предчувствовать грядущее, полезность окружающего мира, грозные явления и знамения, а также красота и упорядоченность неба и небесных светил; наконец, различные природы неравны по совершенству, и, следовательно, должна быть мыслима максимально совершенная, которая и будет богом. В предельном космическом плане бог это душа мира, всеохватывающий огненный эфир (I 528 сл.), в ипостаси судьбы промыслительно направляющий все мировые процессы (I 548 сл.). Блестящим выражением теологических воззрений К. является «Гимн к Зевсу», свидетельствующий о его поэтической одаренности и необычной для Ранней Стой религиозности (ср. I 538). В нем К. называет Зевса «отцом» (πατήρ), «величайшим царем» (ὕπατος βασιλεύς), всесильным, славнейшим и многоименным, творцом (ἀρχηγός) природы, управляющим (κυβερνῶν) всем по закону, своею волей движущим мирозданием. Мы, люди, порожденье (γένος) бога, его подобие (μίμημα). Упоминая о пороках, которыми наполнена жизнь смертных людей, не внимающих общему священному закону, К. называет причинами этого состояния незнанье, заботу о теле, стремление к наслаждениям и распутству, что оборачивается лишь новыми страданиями. Завершается гимн прошением богу Зевсу освободить человека от власти незнанья, указать путь к вечной мудрости. Самая прекрасная награда как для смертных, так и для бессмертных воспевать общий закон, следуя правде.

К сфере теологии относились и изыскания К. в области физической алле-горезы, где он развил основоположения, намеченные Зеноном: мифологическая аллегория получила статус научного метода, превратившего мифы традиционной религии в составную часть пантеистической конструкции, в рамках которой отдельные боги понимаются как проявления отдельных функций единого Зевса-пневмы (порой с сопутствующими этимологиями их имен, напр.: Геракл «напряжение» (τόνος) мироздания (I 514), Аполлон (солнце) «совершающий восход то из одних, то из других мест» и т. д. -1 540 сл.).

ВэтикеК. в основном следовал сложившейся при Зеноне школьной доктрине, внося отдельные уточнения и разъяснения принципиально важных формулировок. Возможно, именно он добавил слова «с природой» в формулу «жить согласно с природой» (III 12) и, в отличие от Хрисиппа, предлагал иметь в виду «природу» целого (I 555); считал, в противоположность Хрисиппу, что однажды обретенную добродетель нельзя утратить (I 568). Особое значение К. придавал внутренней моральной рефлексии: истинно добродетельное действие совершается из полноты нравственного убеждения; судья человеку его совесть (I 579 сл.). Несомненна резкая антигедонистическая направленность этического учения К. (I 552 сл.; 574). Вслед за Зеноном он также придавал важное значение практической этике (паренетике I 582 сл.), из которой впоследствии развилась позднестоиче-ская моралистика. Наконец, с К., видимо, берет начало школьная рефлексия относительно развития стоической доктрины.

Самым значительным учеником К. был его преемник Хрисипп.

Фрагм.: S VF I 463-619; The Fragments of Zeno and Cleanthes. With introd. and notes by A. C. Pearson. L., 1891; I Frammenti degli Stoici Antichi. Ordinati, trad, e annot. da N. Festa. Vol. II. Bari, 1935; Watanabe A. T. Cleanthes, Fragments. Text and Commentary. Un. of Illinois, 1988 (Diss.); СТОЛЯРОВ, Фрагменты. Т. I, 1998; Клеанф. Гимн к Зевсу. Пер. М. Е. Грабарь-Пассек, -Античные гимны. М., 1988, с. 175-176.

Лит.: Verbeke G. Kleanthes van Assos. Brüssel, 1949; Meerwaldt J. D. Cleanthes I, -Mnemosyne 4, 1951, 40-69; Solmsen F. Cleanthes or Posidonius? The Basis of stoic physics. Amst., 1961; Marcovich M. Zum Zeus-Hymnos des Kleanthes, -Hermes 94, 1966, S. 254-307; Dragona-Monachou M. Calcidius as an authority on Cleanthes' Theodicy, -Philosophic* 3, 1973, p. 262-306; Barreau H. Cléanthe et Chrysippe face au maitre-argument de Diodore, -Les Stoïciens et leur logique, éd. J. P. Brunschwig P., 1978, p. 21

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое клеанф
Значение слова клеанф
Что означает клеанф
Толкование слова клеанф
Определение термина клеанф
kleanf это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):