СИМПАТИЯ КОСМИЧЕСКАЯ (греч.
συμπάθεια [от
συμπάσχω, сочувствую], лат. consensus), термин античной философии, обозначавший гармонию всех вещей в масштабе мироздания. В первых описаниях космоса как гармонически упорядоченного целого (Гераклит, пифагорейцы,
Эмпедокл, платоновский «Тимей» и др.) термин симпатия не использовался. У Аристотеля соответствующий глагол спорадически употребляется в психологическом смысле (тело и
душа «претерпевают» совместно -An. Рг. 70Ы6; Physiogn. 808b 11). Термин, по-видимому, впервые используется Теофрастом для обозначения упорядоченного взаимодействия, однако он не выражает еще универсального общекосмического единства (fr. 4, 63; 7, 10; 172, 3) данный смысл он приобретает в учении Ранней Стой, где служит для обозначения гармонической целостности космоса как живого организма. Основой этого телесного единства («бестелесное не сочувствует телу, а тело бестелесному», S VF I518) служит вездесущая
пневма, обеспечивающая (благодаря своему «напряжению») устойчивость космического континуума и разнообразие его внутренней структуры. Упорядоченная взаимосвязь частей и целого в отдельных вещах и всех вещей в масштабах космоса поясняется корреспондирующим понятием «всеобщего и полного смешения» на уровне вещества
(κρᾶσις δι' ὅλων). В абсолютной взаимозависимости всех мировых процессов проявляется нерушимость глобальных причинно-следственных связей («судьба»), что позволяет «мудрецу» на основании одного судить о другом, по прошлому о будущем и т. д. (теоретическая основа мантики). Правильное понимание С. имеет важные этико-психологические последствия: «включенность» в ход вещей, покорность «судьбе» (Cic. Divin. II33 sq.; Sext. Adv. math. IX 78 sq.; SVF II411; 476; 534; 546 etc.).
В учении Посидония концепция С. заняла, возможно, центральное место (Cic. Divin. II 33 sq.; Nat. D. II 83 sq.; Sen. Nat. qu. II4 sq.) и оказала влияние на представления неоплатоников о том, что сущее «симпатически» связано благодаря эманации из единого источника (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл). Косвенное влияние этой концепции испытала вся патристика. Из мистико-теургических теорий поздних неоплатоников понятие симпатии было заимствовано ренессансным «натурализмом» (в котором оно сочеталось с элементами герметизма и магии Пико делла Мирандола, Парацельс, Патрици, Кардано, Телезио, Джордано Бруно), а через него оказало влияние на Ф. Бэкона, теорию «предустановленной гармонии» Лейбница и мистику Сведенборга. Вместе с тем, уже Шефтсбери и Юм («Трактат о природе человека», кн. II ч. I) используют термин симпатия в том узком психологическом значении, которое утвердилось за ним в дальнейшем.
Лит.: RoehrJ. Der okkulte Kraftbegriff im Altertum. Lpz., 1923; Reinhardt К. Kosmos und Sympathie. Münch., 1926; Sambursky S. Physics of the Stoics. L., 1953.
А. А. СТОЛЯРОВ
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция
П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин
2008