Античная философия - трасилл
Трасилл
Издал сочинения Платона и Демокрита, разбив их по тетралогиям, т. е. четверкам (такое деление было известно и до Т., ср. Varro. De lingua VII, 37). Об издании Демокрита сообщает Диоген Лаэртий (D. L. IX 45: «сочинения его расписаны Трасиллом по тетралогиям наподобие Платоновых»), однако следующий у него далее список сочинений Демокрита не сохраняет тетралогический принцип, хотя, по-видимому, его источником послужило издание Т.
О некоторых принципах издания платоновского корпуса известно по изложению у Диогена Лаэртия (D. L. III 57-61) и из «Введения» Альбина (Albin., 4). В предисловии Т. пояснял, что тетралогиями издавал свои диалоги сам Платон, подражая трагикам, которые представляли свои драматические произведения тетралогиями (три драмы и одна драма сатировская). Подлинными Т. считал 36 диалогов и распределил их по девяти тетралогиям в следующем порядке: 1) «Евтифрон», «Апология Сократа», «Критон», «Федон»; 2) «Кратил», «Теэтет», «Софист», «Политик»; 3) «Парменид», «Филеб», «Пир», «Федр»; 4) «Алкивиад I», «Алкивиад II», «Гиппарх», «Соперники»; 5) «Феаг», «Лахет», «Хармид», «Лисид»; 6) «Евтидем», «Про-тагор», «Горгий», «Менон»; 7) «Гиппий Больший», «Гиппий Меньший», «Ион», «Менексен»; 8) «Клитофонт», «Государство», «Тимей», «Критий»; 9) «Минос», «Законы», «Послезаконие», «Письма». У Диогена Лаэртия только о первой тетралогии говорится, что она была посвящена «философскому образу жизни», темы остальных не названы. Альбин также дает пояснение только к первой из тетралогий, но называет общий принцип, принятый Т. и Деркиллидом: «порядок исходя из действующих лиц и жизненных обстоятельств» (Ibid.). Тетралогический принцип издания Платона, осуществленный Т., сохраняется до сих пор в наиболее авторитетных изданиях на языке оригинала (см. изд. Платона в серии ОСТ и др.). К Т. также восходит двойное название платоновских диалогов «по имени» (από του ονόματος) и «по теме» (άττο του πράγματος), напр.: «Теэтет, или О знании», «Государство, или О справедливости», «Парменид, или Об идеях», и т. д. (III 58—61).
Т. был автором ряда сочинений, посвященных математике, астрономии и гармонике: «О первоначалах пифагореизма и платонизма» (см. Porph. V. Plot. 20 со ссылкой на Лонгина; возможно, не точное название); «О семи [музыкальных] тонах» (Περὶ τῶνἐπτά τόνων), выдержки из которого приводят Теон из Смирны (Expos. 47, 18 сл.; 85, 8 сл.; 93, 8 сл. Hiller), Никомах (Harm. 12) и Порфирий (In Harm. 12,21 сл.; 91, 13 сл.; 96, 16 сл. During; соч. цит. как Περὶ τοῦ έπταχόρ8ου). Ахилл в комментарии на «Явления» Арата упоминает соч. Т. о небесных телах, «их гармоничном движении» (Introd. in Arat. 43, 9 Maass) и о форме Солнца (46, 30).
Лит.: Krappe А. Н. Tiberius and Thrasyllus, -AJP 48,4,1927, p. 359-366; HoerberR. G. Thrasyllus' Platonic Canon and the Double Titles, Phronesis 2, 1, 1957, p. 10-20; Dunn M. Iamblichus, Thrasyllus and the Reading Order of the Platonic Dialogues, The Significance of Neoplatonism. Ed. R. B. Harris. Norfolk, 1976, p. 59-80; Tarrant H. Thrasyllian Platonism. Ithaca, 1993.
M. А. СОЛОПОВА
Античная философия: Энциклопедический словарь. — М.: Прогресс-Традиция
П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин
2008