Энциклопедия постмодернизма - трансцендентальная семиотика
Трансцендентальная семиотика
понятие, введенное Апелем. В Т.С. Апелем определена двоякая тенденция: развитие трансцендентальной праг-матики и трансцендентальной герменевтики. Такое под-разделение вызвано его стремлением к синтезу аналити-ческой и герменевтической традиций. Их трансценден-тальные характеристики связаны с функциями метаязы-ковой рефлексии, трансформирующей Т.
С. в феномен семиотической метафилософии. 1. Трансцендентальная прагматика. Метаязыковые функции философской ре-флексии реализуются под влиянием культурных, соци-альных, личностных и прочих факторов. Эти факторы воплощаются в особенностях риторики и философского дискурса. Философский дискурс рассматривается с точки зрения универсального измерения: логическое обос-нование сменяется аргументативным, выражающим по-зицию принятия консенсуса языка и смысла в процессе коммуникации.
Трансцендентальная прагматика разъяс-няет и аксиологический аспект философии (этические, эстетические, познавательные ценности). Риторика при-обретает определенную идеологическую оформленность. 2. Трансцендентальная герменевтика обоснова-на в качестве специфической трактовки трансценден-тальной семантики и трансцендентальной синтактики.
А) Трансцендентальная семантика предполагает: описа-ние механизма перехода метаязыка в некую онтологию [структурирование модели "мира"; выделение главного и второстепенного (дилемма объективного и реального); функционирование языка в разъяснении "идеи", "сущ-ности", "структуры" бытия]. Б) Трансцендентальная синтактика предполагает: рассмотрение организации текстовых и контекстных уровней; создание правил и норм аргументации (грамматика как универсальный принцип); синтез различных типов дискурса (аргумен-тативный, стратегический, коммуникативный, формаль-но-прагматический и др.
). Установка Т.С. в социальной эволюции конструирует "трансцендентальное коммуни-кативное сообщество" сообщество свободных (без ограничений со стороны власти) индивидов по установ-лению объективности и истинности притязаний к обще-нию. Подобный метод (концепция) послужила дополне-нием к культивированию философских и культурных исследований 20 в.
, нацеленных на выявление эмоцио-нально-психологических, этно-демократических, соци-ально-профессиональных, возрастных и иных факторов, в расшифровке тенденций изменений социальной ре-альности. (См. также Публика, Коммуникация, Хабер-мас.) Е.В. Матусевич .