Поиск в словарях
Искать во всех

Философская энциклопедия - калинин

Калинин

КАЛИНИН

КАЛИНИН

Михаил Иванович [7(19) ноября 1875 – 3 июня 1946 ] – деятель Коммунистич. партии и Сов. гос-ва, пропагандист марксистско-ленинской теории. Род. в крест. семье в дер. Верхняя Троица Тверской губ. (ныне Калининская обл.). С 1896 работал на Путиловском з-де в Петербурге, где организовал рабочий революц. кружок. Большое влияние на формирование марксистских взглядов К. оказала работа Ленина "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" В кружке К. изучали также произведения Маркса, Энгельса, Плеханова и др. Предметом бесед были и книги по философии.

В 1898 К. стал членом РСДРП. За революц. деятельность К. неоднократно подвергался тюремному заключению и ссылкам. Во время революции 1905–07 К. возглавлял большевистскую организацию на Путиловском з-де. В годы реакции он много внимания уделял занятиям по философии [см. "Четыре поколения(Нарвская застава)", Л., 1933, с. 107, "История Путиловского завода", 1939, с. 262 ]. В 1912 К. был избран кандидатом в члены ЦК РСДРП(б) и членом Рус. бюро ЦК, а осенью 1913 кооптирован в члены ЦК. В 1912–16 К. работал в Петроградском комитете партии. После Февральской революции 1917 при участии К. выходят первые номера "Правды". В напечатанных здесь статьях "О земле" и "Революция и деревня" К. писал, что революция не имеет целью разрушение культуры, она призвана приумножать духовные и материальные ценности. "Восставший народ творит, созидает, он должен создавать, если хочет довести революцию до конца" ("Правда", 1917, 19 марта). К. принимал активное участие в Октябрьской революции 1917. В 1919 К. по предложению Ленина был избран пред. ВЦИК РСФСР; в 1922 он становится пред. ЦИК СССР, а в 1938 – пред. Президиума Верховного Совета СССР.

Ленин высоко ценил К. как революционера, сочетавшего в себе глубокие теоретические знания и большое практич. знакомство с жизнью рабочих и крестьян, как одного из лучших пропагандистов политики партии (см. Соч., т. 29, с. 209–12).

Пропагандируя марксистское учение, К. указывал, что "коммунистическое мировоззрение является тем же самым для борцов пролетарской революции, чем... для астронома является огромнейший телескоп, а для лабораторного исследователя – микроскоп" ("О воспитании и обучении", 1957, с. 50). Марксизм-ленинизм есть синтез, обобщение истории, метод науч. подхода к обществ. явлениям; его знание необходимо всем работникам нар. х-ва и деятелям культуры. На ярких примерах К. показывал, что умение применять диалектич. метод связано с глубокими знаниями в области своей профессии. К. резко выступал против отрыва науки, от потребностей жизни общества. "Всякая новая мысль ценна лишь постольку, поскольку она может быть сохранена для потомства, и поскольку ее восприняли и использовали в своих интересах массы" ("Правда", 1925, 8 сент.).

Освещая в своих выступлениях место и роль религии как антипода науки, К. показывал причины возникновения религ. верований, реакц. сущность религии. В дооктябрьский период он помогал большевикам-депутатам IV Думы разоблачать духовенство как слугу царского пр-ва, помогающего закабалять народ (см. "Историк-марксист", 1940, No 12, с. 23). Выступая на Всесоюзном съезде безбожников в 1929, К. разъяснял, что в условиях социалистич. строя в сознании части людей религ. представления продолжают существовать как пережитки старого общества. Они тормозят движение общества вперед. Однако К. категорически возражал против борьбы с религией административными средствами, подчеркивая, что "... надо бороться логикой, умом, доказательствами..., книгами, естественной наукой..., насильственным путем бороться невыгодно, нецелесообразно, бесполезно..." ("За эти годы", кн. 3, 1929, с. 41). Гл. фактором, способствующим изживанию религ. дурмана, является улучшение жизни народа, повышение материального и культурного уровня масс. Осн. путь уничтожения религ. пережитков – вовлечение масс в коммунистич, строительство. "Никакая вера, никакая религия, никакое иное увлечение и порыв не могут дать человеку столько энергии, сколько дает сознание того, что твоя работа полезна не только для тебя, а и для всего народа" ("О вопросах социалистической культуры", 1938, с. 13). Занимаясь вопросами сов. строительства, К. развивал ленинское положение о том, что повышение политич. активности масс, привлечение их к управлению гос-вом обеспечивает укрепление социалистич. демократии.

Руководствуясь указаниями ленинского доклада "Задачи союзов молодежи", К. разрабатывал нек-рые вопросы коммунистич. воспитания, проблемы нравственности. В работах "Могущество Советского государства" (1944), "О моральном облике нашего народа" (1945), "О коммунистическом воспитании" (1940) и др. К. показал, что мораль существует с начала образования человеч. общества; с разделением общества на классы она стала идеологич. оружием в руках господствующего класса. Мн. идеологи эксплуататорских классов, философы-метафизики (К. имеет в виду идеалистов) трудились над тем, чтобы оправдать существующее положение вещей в классовом обществе нравств. законами. "Это не значит, что многовековая работа метафизиков и схоластиков не имела положительных результатов для развития человеческого знания и логики мышления. Но в общем все они, – писал К., – стремились к одной цели – заставить мораль служить интересам господствующих классов, оправдать угнетение меньшинством эксплуататоров большинства эксплуатируемых, признать нравственным именно такое положение" ("О воспитании и обучении", с. 104). Наряду с моралью господствующих классов в капиталистич. обществе возникает и развивается мораль угнетенных слоев. Отд. элементы коммунистич. нравственности зародились еще в недрах капитализма. "Пролетарская мораль формировалась в самом рабочем обиходе – на заводах, фабриках, в мастерских. Марксистская пропаганда лишь расширяла горизонт понимания пролетарской этики" (там же, с. 107). Комментируя положение Маркса о том, что для массового порождения коммунистич. сознания необходимо массовое изменение людей, возможное только в процессе революции, К. говорил, что это не значит, будто уничтожение всех пережитков старого совершается на следующий день после революц. переворота. Требуется трудная работа по внедрению социалистич. сознания в массы. Подчеркивая, что коммунистич. воспитание в марксистском понимании "всегда мыслится конкретно" (там же, с. 78), К. писал, что гл. нравств. качество нового человека заключается в его высокой идейности, проявляющейся в борьбе "... за интересы всего человечества, за создание лучшего общественного строя, который мы называем коммунизмом" (там же, с. 100). Говоря о героизме как элементе коммунистич. нравственности, К. рассматривал две его формы: героизм, проявленный в трудных условиях, при стечении обстоятельств, к-рые требуют мобилизации всех духовных и физич. сил и немедленного действия, выпадающий только на долю отд. лиц; и героизм как точное выполнение своих обществ. обязанностей, находящий, в частности, выражение в самоотверженном будничном труде сов. людей (см. "О коммунистическом воспитании", 1958, с. 444–45). К. неоднократно напоминал, что воспитание в труде является главным во всей работе по коммунистич. воспитанию. "От успешности внедрения коллективных навыков в производстве, общественной жизни и быту зависит в значительной степени и успешность коммунистического строительства" ("О воспитании и обучении", с. 90).

В эстетич. воспитании К. большую роль отводил иск-ву; вместе с тем он разъяснял, что совершенствование художеств. вкуса, развитие чувства красоты совершаются и в ежедневном обиходе при созерцании и употреблении красивых вещей (см. "Выборы и Советская демократия", 1958, с. 147). Указывая, что сущность творч. метода социалистич. реализма состоит в правдивом отражении жизни в ее революц. развитии, К. заявлял: "... Задача каждого работника советского искусства, если он хочет быть с народом, если он хочет быть в передовых рядах борцов за социализм, если он хочет вложить частицу своего "я" в строительство нового мира, – толкать людей своим произведением вперед, к достижению самой возвышенной и благородной цели – к построению коммунистического общества..." ("Об искусстве и литературе", 1957, с. 62).

Соч.: Избр. произв. в 4-х томах, т. 1–3, М., 1960–62.

Лит.: Ленин В. И., Соч., 2 изд., т. 30, с. 122–29; Болдырев Н. И., М. И. Калинин о воспитании коммунистической морали, М., 1951; Кон И., Разработка марксистской этики в трудах М. И. Калинина, "Звезда", 1953, No 3; Ключников Г. Α., Μ. И. Калинин о нравственном воспитании молодежи, Л., 1954 (Автореф.); Ратникова Р. П., М. И. Калинин о развитии духовной культуры в советском обществе, Л., 1954 (Автореф.); Хабаров И. Α., Проблема союза рабочего класса и крестьянства в трудах М. И. Калинина, М., 1954 (Автореф.); Медведева Μ., Μ. И. Калинин о советском искусстве, М., 1956 (Автореф.); Вольская К. Α., Вопросы коммунистического воспитания в трудах М. И. Калинина, М., 1956 (Автореф.); Землянский Д., М. И. Калинин как пропагандист и агитатор, М., 1960; Горичев И., М. И. Калинин, [Калининград ], 1961.

Е. Шубенкова. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960—1970.

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое калинин
Значение слова калинин
Что означает калинин
Толкование слова калинин
Определение термина калинин
kalinin это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):