Философская энциклопедия - прабхакара мишра
Прабхакара мишра
ПРАБХАКАРА МИШРА (600-700) индийский учитель ритуала и философ, представитель мимансы, создатель школы, противостоявшей преобладавшему в мимансе течению, восходящему к Кумарила Бхатте.
Учение Прабхакары было распространено гл. обр. на юге Индии, прежде всего в Керале. Вероятно, Прабхакара был современником Кумарилы: несмотря на то что в “Брихаттике”, единственном сохранившемся из приписываемых ему комментариев на “Миманса-сутры” и “Миманса-сутра-бхашью”, Прабхакара ни разу не называет Кумарилу по имени, он подвергает его учение критике, характеризуя своего оппонента как анупасиситагуру — “того, кто не слушал наставника” и как апаньявадина — “сторонника ложных правил”.
Из идей, выдвинутых школой Прабхакары, наибольшую известность приобрели концепция ошибки в восприятии и учение о цели ритуального действия. Ошибку Прабхакара интерпретирует какложное отношение (“принятие веревки за змею”) — отождествление воспринятого не с тем объектом, мысль о котором появляется в сознании в результате акта восприятия. Обряд, по мнению Прабхакары, должен совершаться бескорыстно, без расчета на награду Лишь в этом случае он окажется эффективным (см. Апурва). Исследователи неоднократно указывали на сходство этой концепции с учением И. Канта о категорическом императиве. Однако в рамках индийской философии ее скорее можно интерпретировать как один из способов теоретически обосновать синтез брахманизма с местными культами.
Школа Прабхакары расходится со школой Кумарилы в понимании многих важных вопросов: в толковании порядка и деталей жертвоприношений, в представлении о соотношении слова и предложения (по мнению Прабхакары, значение слов определяется контекстом, т. е. является производным от смысла всего предложения). Прабхакара признает меньшее число ”роман, чем Кумарила, в предлагаемом им перечне источников знания отсутствует отрицание, или “невосприятие”, — абхава. Абхаву Прабхакара интерпретирует как частный случай пратьякиш. “невосприятие” кувшина есть восприятие места, где он находился прежде.
А. В. Пименов
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль.
Под редакцией В. С. Стёпина.
2001.