Словарь средневековой культуры - картография
Картография
Уже с первого взгляда бросаются в глаза разительные внешние отличия средневековых карт от карт Нового времени. Средние века не знали топографической съемки. Карты мыслятся зеркалом мира и призваны воспроизвести его обобщенный облик. Потому наиболее частое изображение в средневековой К.и тарра mundi, как ее именовали по-латыни начиная с IX в., карты же отдельных территорий появляются главным образом в позднее средневековье. Средневековые картографы стремились охватить мироздание как в пространстве, так и во времени — запечатлевая и проецируя на лист пергамена разные страны в самые разные периоды истории, до некоторой степени задавались целью изобразить мир потоком свершающихся событий. Именно поэтому средневековые карты столь часто служат приложениями к текстам историографии.
1. Истоки
а) Классическая античность
Средневековое мышление уходит своими корнями главным образом в античность и христианство. Античность оказала решающее воздействие на способы составления и оформления карт, но в средние века античная традиция была воспринята иначе, чем в эпоху Возрождения и Новое время. Птолемей (ок. 150 н.э.) оставался совершенно неизвестен в Западной Европе вплоть до XV в.; в то же время в нач. V в. Макробий в своем комментарии к Цицеронову «Сну Сципиона» познакомил Запад с образом мира, созданным Кратетом из Маллы, который опирался на представления, характерные для досократической школы натурфилософии. По-видимому, уже со времен Пифагора (VI в. до н.э.) или, во всяком случае, начиная с Парменида (V в. до н.э.) греки представляли себе Землю шарообразной; этому суждению отдавали должное и Платон, и Эратосфен. Кратет, стоик, комментатор Гомера, живший в Пергаме в сер. II в. до н.э., изображал земную сушу в виде четырех материков, разделенных двумя океанами, меридиональным и экваториальным, опоясывающими землю и пересекающимися под прямым углом. Так, наряду с материком-ойкуменой, предполагалось существование анти-ойкумены в южном полушарии, пери-ойкумены на обратной стороне северного полушария и антих-тонного материка «противоземли». Только ойкумена, включающая Азию, Европу и Африку, знакома людям по собственному опыту. Основным препятствием в освоении других частей света считались не столько океаны, сколько климатические условия, зона высоких температур на экваторе и скованные льдом моря на полюсе. При перенесении подобной картины на плоскость возникает т. н. зональная карта, сотни раз, нередко лишь в виде схемы, встречающаяся в средневековых рукописях. Зональные карты являют собой тем самым некий символ, условное обозначение Земного шара, вселенной.
Наряду с Макробием, аналогичных представлений о мире придерживался его современник Марциан Капелла. На протяжении всего средневековья труды обоих этих авторов широко использовались как школьные учебники и повсеместно цитировались.
б) Библия
В Вульгате, осуществленном Иеронимом латинском переводе Библии, понятие «земля» везде передано словом terra; в Новом Завете, созданном под влиянием эллинизма, нередко упоминается также mundus, вселенная, или космос, как это звучит в греческом оригинале. Если классической античности хорошо известны такие части света, как Азия, Европа и Африка, то в св. Писании эти названия практически не фигурируют, но зато говорится о землях, переданных Ноем своим сыновьям при произведенном им разделе мира. При этом Симу как перворожденному по преданию досталась Азия, наиболее обширная часть света, которая, согласно представлениям Августина, современника как Иеронима, так и Макробия и Марциана Капеллы, составляла половину ойкумены. Хам же и Иафет поделили между собой Африку и Европу, получив соответственно каждый по одной четверти земной тверди. Как правило, средневековая карта мира ориентирована на восток. Тем самым она следует древней христианской традиции, отразившейся в ориентации церковных зданий и погребений, принятой, однако, и в других культурах.
Христианская карта мира представляет Земной шар в виде круга, разделенного внутри на три неравные части рассекающими земную твердь линиями вод Т-образной формы. Вертикальную черту «Т» образует Средиземное море, разделяющее Европу и Африку, горизонтальную Дон, граница между Европой и Азией, и Нил, протекающий между Азией и Африкой; мировой океан опоясывает сушу буквой «О» (т.н. карты «ТО-типа»). В христианской К.и упомянутые схемы также нередко соединялись с зональными: изображавшаяся в северном полушарии ойкумена оказывалась разделена так, как это было принято делать на картах «ТО-типа».
2. Синтез античности и христианства в эпоху раннего средневековья
В тринадцатой книге «Этимологии» Исидора Севильского (ум. 636), энциклопедии античных знаний, осмысленных с точки зрения христианства, речь заходит о mundus, мире-космосе, в четырнадцатой о terra, мире-ойкумене. Исидор снабдил их, как и другое свое сочинение, трактат «О природе вещей», картами мира, в том числе картами «ТО-типа» и зональными. Ориентированной на юг зональной картой автор попытался наглядно изобразить сферическую форму Земли. Не владея искусством перспективы, он не развернул шар на плоскость, а показал его как бы с некой точки, находящейся над Полярным кругом, и нарисовал климатические пояса в виде сильно изогнутых дуг; ойкумена имеет здесь вид ориентированного на юг круглого острова. До наших дней дошла и составленная Исидором большая детальная карта ойкумены, хранящаяся в библиотеке Ватикана. На ней изображена четвертая, наряду с Азией, Европой и Африкой, часть света, недоступная людям из-за сильного зноя экваториального пояса.
Монах Беат из монастыря Валькавадо в Северной Испании, написавший ок. 776-786 гг. комментарии к Апокалипсису, составил карту мира, попытавшись проиллюстрировать исход двенадцати апостолов на служение во все концы света. Ойкумена на его карте и ее многочисленных копиях в целом следует образцу карт «ТО-типа», однако из-за того, что листы руколисей имеют прямоугольную форму, Земля в большинстве случаев выглядит овальной. В верхней ее части, на востоке, как правило, показан земной рай. На многих копиях Европа выделена особо и изображена обстоятельнее, нежели прочие части света. На всех этих картах справа присутствует южный материк, отделенный от населенной людьми суши красной чертой, поясом высоких температур. По предположениям, там обитают загадочные существа, чудовища. С картой Беата сходна карта, составленная в 1055 г. в каталонском монастыре Риполь. Она представляет собой ориентированную на восток зональную карту земных полушарий.
Наряду с упомянутыми выше картами, созданными по большей части в Юго-Западной Европе, значительный вклад в развитие средневековой К.и внесла Англия. Самое раннее свидетельство тому т.н. Cottoniana. Эта прямоугольная карта, изображающая ойкумену, свидетельствует об особом интересе ее автора к островам Средиземного моря и северной Атлантики. Конечно, данные острова и группы островов по своим очертаниям еще далеки от их сегодняшних изображений, основанных на материалах топографической съемки, однако Cottoniana в целом знаменует известный отход от предшествующего сугубого схематизма картографической традиции. В частности, Скандинавия показана здесь с большой тщательностью, хотя и не без ошибок. Исландия нанесена на карту к северу от Норвегии и к востоку от Оркнейских островов; кроме того, составителю карты знаком и легендарный остров Туле. В том же кодексе имеется ориентированная на восток зональная карта. Впрочем, обе названные карты мало связаны с самим текстом этой рукописи.
3. Космографические представления ранней схоластики
Одна из красивейших в художественном отношении энциклопедий романского периода, Liber Floridus (1112-1121 гг.) каноника Ламберта из Сент-Омера, заключает в себе множество карт мира, как чисто схематических, так и достаточно детальных. Наиболее информативны зональные карты, самая удачная из которых сохранилась только в позднейших списках. Она представляет земные полушария, одно из которых почти целиком занимает ойкумена, поделенная Т-образно. Обращает на себя внимание нанесенное наверху, точно на востоке, изображение земного рая в форме звезды, через подземный океан сообщающегося с Азией четырьмя райскими реками. Внизу, в крайней западной точке нарисован оттесненный почти на поля карты остров. По легенде, он является обиталищем передвигающихся задом наперед «антиподов», живущих на обратной стороне Земли, где, по сравнению с ойкуменой, день и ночь и времена года сменяются в обратном порядке
4. Образ христианского мира и христианский символизм
В XII—XIII вв. достигает своего апогея развитие К.и, ориентированной на изображение ойкумены и изначально опиравшейся на христианское вероучение. В эпоху крестовых походов в картах находит отражение высказанная еще Иеронимом мысль о том, что Иерусалим, город, «поставленный среди народов», должен образовывать центр «круга земного». На карте «ТО-типа» из Колледжа св. Иоанна в Оксфорде Иерусалим представлен в виде небольшого округлого островка, лежащего на пересечении вертикальной и горизонтальной линий буквы «Т». Поскольку, однако, было достаточно хорошо известно, что Иерусалим отнюдь не является островом в Средиземноморье, а расположен на материке, реки Дон и Нил впоследствии начали несколько сдвигать к западу, благодаря чему Иерусалим с большей степенью достоверности стал выступать в роли центра мира. До XII в. в центре карт чаще всего Рим или Европа; прекрасным примером тому служит составленная в XII в. в качестве пояснения к сочинению Гонория Ав-густодунского «Образ мира» карта Генриха Майнцского, где, в соответствии с древнегреческой традицией, центром является остров Делос. Отныне же все большее значение начинают придавать Востоку, в том числе лежащему на восток от Иерусалима.
Такого рода тенденции особенно отчетливо проявляются в картах XIII в., многие из которых, как, например, крупноформатные карты из Эбсторфа и Герефорда, очевидно, демонстрировались при богослужении и были призваны восславить создателя через его творение. Так, Герефордская карта, о которой известно, что автором ее является Ричард де Белло и которую поэтому можно более или менее точно датировать периодом между 1276 и 1305 гг., представляет собой за-алтарный образ (ретабло). По-видимому, сходную функцию несла утраченная ныне карта мира из Эбсторфа. Размеры этой карты составляли 358 на 356 см, она имела форму, близкую к окружности, изображение было ориентировано на восток и представляло Землю в виде тела Иисуса Христа. Голова Иисуса возвышалась над нанесенным на карту изображением рая, а раскинутые руки и ноги распятого, со следами гвоздей, пересекали границы «круга земного». В центре находился написанный золотом Иерусалим, и здесь можно было увидеть восстающего из гроба Спасителя. Благодаря своему формату карта содержала множество деталей: на северо-западе заключенные в узилище колена Израилевы и племена Гог и Магог, которые накануне конца света должны возвестить о пришествии Антихриста; на юге целая галерея чудовищ. Известны подобные изображения меньшего формата; одно из наиболее живописных, созданное около 1262 г. и имеющее в диаметре лишь 9 см, происходит из Лондонской псалтыри. Карта содержит по-грудное изображение Христа в образе вселенского судии, которого с обеих сторон обступают ангелы с кадильницами. Ниже края карты ноги Христа попирают дракона, символизирующего дьявола. Подобная К.я, имеющая целью восславить творца, смыкается с теологией.
5. Появление локальных картографических изображений
Знаменитый английский хронист Матвей Парижский (ум. 1258) был первым картографом, составлявшим как карты мира, так и вполне пригодные для практического применения карты отдельных регионов, а также итинерарии. Его карта мира отчетливо европоцентрична. Еще более выразительна его карта Англии. На ней показан ориентированный на север остров Британия (без Ирландии) с очень точно обозначенными руслами рек и множеством топографических наименований, упорядоченных по образцу итинерария, так что оказывается вполне возможным, например, определить наилучший путь от Дувра, на юге острова, до Ньюкасла на границе с Шотландией. В остальном карта Англии выглядит абсолютно так, как если бы она была фрагментом карты мира. Матвей был одаренным рисовальщиком, другое свидетельство чему — его работа над итинерариями. Наряду с картой Святой Земли, он создал выразительную карту пути из Англии в Апулию. Наконец, его влиянию следует приписать создание еще одной совершенно необычной карты, а именно выполненной Иоанном изУоллин-гфорда. Последняя представляет собой особую разновидность зональной карты; она подразделяет ойкумену на семь климатических поясов и описывает каждый из них в отдельности. Карты этого времени в нарастающей мере служили практическим нуждам, в частности итинерарии.
6. Морские карты эпохи позднего средневековья
На протяжении столетий средневековья ведущие позиции в средиземноморской навигации принадлежали мусульманам. Лишь в эпоху последних крестовых походов, когда начиная с XII в. многие проходившие по суше пути на Ближний Восток оказались перекрыты, христиане стали уделять больше внимания развитию мореплавания, используя в качестве важных центров перевозок портовые города на морском побережье Италии. В этот период в Западной Европе получил широкое распространение компас, применение которого засвидетельствовано уже в XI в. Это явилось предпосылкой составления целиком ориентированных на практические нужды каботажного плавания морских карт, т. н. портоланов. Их отличительная особенность — перегруженность мельчайшими подробностями береговой линии. Они фиксировались посредством «розы ветров» с ее шестнадцатью лучами, т. н. румбовыми линиями, с помощью которых устанавливали курс судна. Портоланы обычно рисовали на чрезвычайно устойчивом к внешним воздействиям пергамене. Такую карту, наряду с компасом, как правило, предписывалось иметь на борту каждого судна. Отныне карты ориентировали не на восток, а на север. Первоначально на них детально изображались только море и прибрежная полоса. Существование подобных карт засвидетельствовано начиная с 1270 г. Древнейшая из сохранившихся составлена в Пизе до 1291 г. Центрами изготовления портоланов были сначала Венеция, затем Генуя и, в особенности, Мальорка.
Особую славу снискал Венеции Пьетро Весконте, имя которого упоминается в источниках с 1311 г. Помимо прочего, он снабдил картографическими материалами своего земляка Марино Сануто, проповедовавшего крестовый поход. С этой целью Пьетро подготовил набросок карты Святой Земли, составленный уже в соответствии с избранным масштабом; квадрат топографической сетки равнялся приблизительно двум квадратным милям способ изображения, до тех пор не известный в средневековой Европе. Кроме Марино Сануто подготовительными материалами Пьетро воспользовался историограф Павлин Минорит из Венеции. Павлину, которому следует также приписать приведенные в его историческом труде вполне применимые на практике локальные карты, мы обязаны и составлением теоретического трактата «О карте мира». Изданного трактата можно почерпнуть ту мысль, что совершенная по исполнению карта мира должна в принципе состоять из текста и рисунка. Необходимость текста обосновывалась, в частности, тем, что картограф мог таким образом представить на обсуждение новые сведения, касавшиеся устройства Земли, не внося сразу изменений в изображение: такие изменения считались в высшей степени опасными, и от них настоятельно предостерегали. Средневековой К.и присущ крайний консерватизм.
Джованни Кариньяно из Генуи был в 1329-1330 гг., очевидно, первым составителем портоланов, детально показавшим на своих картах также земли в глубине материка. Его примеру последовали в XIV-XV вв. знаменитые картографические школы Мальорки. Здесь на некоторых картах стали указывать расстояния в милях. Уже со времен Весконте вошло в обычай изготовление морских атласов, т.е. переплетенных в виде книг карт отдельных территорий, которым в большинстве случаев была предпослана карта мира. Удачным примером синтеза портолана с картой мира является карта из Модены, составленная во второй половине XV в.
7. XV век: переломный момент в развитии картографии
Ок. 1406 г. Джакомо Анджел и да Скарпе-риа перевел с греческого языка на латынь т. н. «Географию» Птолемея, заглавие которой точнее можно передать как «Руководство к составлению карт», тем самым сделав этот выдающийся труд доступным западноевропейцам. Распространение идей Птолемея потребовало немало времени и было ускорено только изобретением книгопечатания в сер. XV в. Примечательно, что греческие карты, иллюстрирующие труд Птолемея, составлены не в период античности, а в последние десятилетия существования Византийской империи. Наиболее ранним подтверждением попыток критического рассмотрения птолемеевой картины мира является данная в приложении к рукописи трактата Помпония Мелы «О строении Земли» карта мира, относящаяся примерно к 1415 г. Карта имеет прямоугольную форму, ориентирована на север и изображает ойкумену наподобие «развернутого плаща» от 16° южной до 64° северной широты, включая остров Туле, отождествленный с Исландией. Таким образом, речь здесь также идето карте ойкумены, а не мира в целом. Свидетельство влияния Птолемея -изображение Индийского океана в виде «внутреннего моря». Возникшая приблизительно в то же время и помещенная в инициале одной из реймсских рукописей карта мира, иллюстрирующая сочинение Помпония Мелы, воспроизводит традиционную форму карт «ТО-типа». Напротив, Пьер д'Айи ок. 1417 г. дополнил свой трактат «Образ мира» ориентированной на север климатической картой, в которой ясно обнаружились сомнения автора в достоверности унаследованной от прошлого картины мира. Пьер избрал форму карты-описи, т.е. не рисовал очертаний континентов, а только вписывал в изображение отдельных климатических зон известные ему наименования стран, городов, гор и рек. Но в четырех местах карты сказано, что со всех сторон света к ойкумене, по-видимому, примыкает гораздо больше обитаемых земелц нежели это показано m касте. В подтверждение тому Пьер, между прочим, ссылается на заслуживающие, в его глазах, доверия свидетельства историков. Как известно, карту Пьера д'Айи взял с собой в путешествие Колумб, попытавшийся через Атлантический океан достичь Индии.
Настоящую топографическую съемку впервые взялся произвести в 1492 г. нюрнбергский ремесленник, мастер по изготовлению солнечных часов Эрхард Эцлауб. Ему удалось составить карту Нюрнберга с окрестностями в радиусе от 16 до 25 немецких миль ( 1 немецкая миля равна 7,5 км). Нанесенные на карту дороги он снабдил отметками, обозначающими расстояние в милях. Рекомендации по использованию карты предполагали наличие у путешественника таких вспомогательных средств, как компас и циркуль, применение которых позволяло определять расстояние. Наступление «священного» 1500 г. Эцлауб ознаменовал выпуском, посредством ксилографии, сразу завоевавших рынок карт, изображавших путь в Рим. Изобретение книгопечатания обеспечивало распространение подобных путеводителей, а кроме того, по-настоящему содействовало ознакомлению с космологией Птолемея. Наконец, в XVI в. Великие географические открытия потребовали принципиального изменения картографической техники.
Литература: Чекин Л. С. Картография христианского средневековья. VIII—XIII вв. М., 1999; Bagrow L. Geschichte der Kartographie. В., 1951; Brine ken A.-D. von den. Fines Terrae. Die Enden der Erde und der Vierte Kontinent auf mittelalterlichen Weltkarten. Hannover, 1992; Eadem. «...Ut describereturuniversusorbis». Zur Universalkartographie des Mittelalters // Methoden der Wissenschaft und Kunst des Mittelalters (Miscellanea Mediaevalia 7). В., 1970. S.249-278; Gautier-Dale hé P. Un problème d'histoire culturelle: perception et représentation de l'espace au Moyen Age // Médiévales, 18, 1990. P. 5-15; Hahn-Woernle B. Die Erbstorfer Weltkarte. Stuttgart, Bad Cannstatt, 1987; La Roncière M. de, Mollat du Jourdain M. Seekarten vom 13. bis zum 17. Jahrhundert. München, 1984; Miller К. Mappae Mundi. Die ältesten Weltkarten. 6 Bd. Stuttgart, 1895-1898.
Л. Д. фон ден Бринкен
Словарь средневековой культуры. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН)
Под ред. А. Я. Гуревича
2003