Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - апокрифические сказания о успении богородицы

 

Апокрифические сказания о успении богородицы

Апокрифические сказания о успении Богородицы – переведенные с греческого ложнонадписанные «слова», получившие распространение в древнерусской книжности не позднее XII в.

1. Слово на успение богородицы создано, как полагают, не ранее V в. Надписанное именем апостола Иоанна Богослова, оно известно в греческой, латинской и других, восходящих к ним версиях. Греческий текст слова издан в кн.: Тischеndоrf С. Apocalypses apocryphae. Mosis, Esdrae, Pauli, Ioannis item Mariae Dormitio. Lipsiae, 1866, p. 95–112 (о соотношении греческой и латинской версий см.: Смирнов И. Апокрифические сказания о божией матери. – ПО, 1873, апрель, с. 569–614).

В древнерусском переводе памятник называется «Слово на успение пречистей владычице нашей богородици» или «Слово святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на успение... богородицы» (нач.: «Святей преславней (владычици) богородици и приснодевы Марии по обычаю на святый гроб...»). В слове повествуется о том, как богородица, постоянно приходившая к месту погребения Христа, оставалась невидимой для «стражей». По ее молитве накануне ее преставления к ней собираются, прилетев на облаках, апостолы. Когда иудеи побуждают «игемона» захватить богородицу и апостолов, те становятся невидимыми, а затем, также на облаках, переносятся из Вифлеема в Иерусалим. Иудеев, попытавшихся поджечь дом богородицы, уничтожает «сила огненная». Богородица благословляет апостолов и умирает. Смерть ее сопровождается чудесами.

Древнейший текст этого слова был обнаружен И. И. Срезневским в составе так называемого Торжественника в рукописи XII в. (ГПБ, F.п.I.46): это отрывок от слов «<ство>рил еси величие сильный» и до слов «сим же бывающим наипаче движаше» (л. 197–197 об.). Слово читается в сборниках XIV в.: ГИМ, Чуд. собр., № 20; ГИМ, собр. Уварова, № 1770/589, а также в более поздних (ГПБ, Соф. собр., № 591; ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 747 и 776 и др.). По наблюдениям Т. В. Черторицкой (Черторицкая Т. В. О составе минейных Торжественников XV–XVI вв. – В кн.: Сибирская историография и источниковедение. Новосибирск, 1979, с. 19), памятник входит в состав Торжественников. Он отмечен ей, в частности, в списках Института истории филологии и философии Сиб. отд. АН СССР, № 53/71; ГПБ, Солов. собр., № 1050/1159 и 1448/83; ГПБ, F.I.850; F.I.870; F.I.895 и F.I.900; ГПБ, собр. ОЛДП, F.215 и F.451; ГПБ, собр. Погодина, №№ 850 и 949; ГБЛ, собр. Румянцева, №№ 434 и 435; ГИМ,. собр. Уварова, №№ 317/43; 329/384; 337/63. Слово входит в состав ВМЧ под 15 августа.

2. Другое апокрифическое сочинение – Слово Иоанна Солунского о преставлении богородицы (в древнерусской письменной традиции памятник именуется: «Иже во святых отца нашего Иоанна архиепископа Селунского правоверна и свята мужа слово о успении... богородицы»; нач.: «Егда прииде время изыти от телесе пречистей богородици...») является осуществленной еще в Византии переработкой рассмотренного выше слова Иоанна Богослова, однако рассказ дополнен новыми деталями: ангел, сообщивший богородице о скором ее преставлении, приносит ей пальмовую ветвь из рая; когда богородица идет молиться на гору Елеонскую, деревья склоняются перед ней. Добавлен рассказ о том, как в час кончины за душу человека борются два ангела – праведный и неправедный (ср. с легендами о «мытарствах»). Богородица показывает апостолам свои погребальные «ризы». Апостол Петр рассказывает притчу о двух рабах. Преставление богородицы сопровождается различными чудесами и знамениями.

Это слово встречается в сборниках XIV–XV вв. (ГИМ, Чуд. собр., № 20; ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, № 13; ГПБ, Соф. собр., № 1261). Изданный А. Н. Поповым текст по Троицкому списку имеет ряд индивидуальных пропусков и ошибок.

По наблюдениям Т. В. Черторицкой (Черторицкая. О составе, с. 19), слово читается в минейных Торжественниках: ГПБ, F.I.870 и F.I.895; ГПБ, собр. ОЛДП, F.186 и F.451; ГПБ, Солов. собр. № 1050/1159; ГБЛ, собр. Румянцева, № 436; ГИМ, собр. Уварова, №№ 337/63 и 331/926. Оно входит в состав ВМЧ под 15 августа.

Изд.: Срезневский. Сведения и заметки, № 38; Попов. Библиографические материалы, № 2 и 3; Порфирьев. Апокрифы новозаветные, с. 74–94, 270–279, 281–295.

Лит.: Сахаров В. Апокрифические и легендарные сказания о пресвятой деве Марии, особенно распространенные в Древней Руси. – Христ. чт., 1888, март – апрель, с. 305–331.

О. В. Творогов

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое апокрифические сказания о успении богородицы
Значение слова апокрифические сказания о успении богородицы
Что означает апокрифические сказания о успении богородицы
Толкование слова апокрифические сказания о успении богородицы
Определение термина апокрифические сказания о успении богородицы
apokrificheskie skazaniya o uspenii bogorodicy это
Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):