Поиск в словарях
Искать во всех

Словарь книжников и книжности Древней Руси - летописный свод московский великокняжеский 1479 г.

 

Летописный свод московский великокняжеский 1479 г.

Летописный свод Московский великокняжеский 1479 г. – летопись посл. четв. XV в., лежащая в основе всего официального летописания кон. XV–XVI в. Существование Л. с. было установлено А. А. Шахматовым, исследовавшим Архивскую (так называемую Ростовскую) летопись (ЦГАДА, ф. 181, № 20/25) и установившим, что первая половина этой компиляции, до 1479 г., совпадает с более поздним общерусским летописанием (Летопись Воскресенская, и др.), а вторая – с поздними версиями Летописи Новгородской IV, типа Летописи Новгородской Дубровского. Впоследствии А. А. Шахматов открыл Л. с. в отдельном виде – в Эрмитажном списке XVIII в. (ГПБ, Эрмитажн. собр., № 4166).

Текст Л. с. может быть разделен на две части. Первая часть до 6926 (1418) г. отражает в наиболее полном виде особую обработку свода 1448 г. (источника Летописи Софийской I), которая была использована, кроме Л. с., и в Летописи Ермолинской. Эта особая обработка была произведена, вероятнее всего, в 70-х гг. XV в. – перед составлением Л. с. Текст свода 1448 г. был здесь пополнен на всем протяжении по общерусской летописи, близкой Летописям Лаврентьевской и Троицкой, по южнорусской летописи, иногда совпадающей с Летописью Ипатьевской, и по какому-то особому владимирскому своду 1-й трети XIII в. При этом составитель стремился отойти от «нейтральных» позиций свода 1448 г. при изложении московско-новгородских и московско-тверских отношений и резко усилить московские тенденции свода. Еще значительнее, чем в Летописях Никаноровской и Вологодско-Пермской, в Л. с. (и в его протографе, отразившемся и в Ермолинской летописи) обнаруживается стремление летописца сократить библейские цитаты и религиозные сентенции своих источников. Очевидно, особая обработка свода 1448 г., лежащая в основе Л. с., была произведена великокняжеским летописанием. Из числа оригинальных статей первой части Л. с. следует отметить легендарный рассказ об убиении Батыя в Уграх, восходящий к сочинению сербского агиографа Пахомия Серба, работавшего на Руси, и сказание о чуде в 6923 (1415) г. при рождении великого князя Василия II, основанное на рассказах московского дьяка Стефана Бородатого. Вторая часть Л. с. основывается на великокняжеском летописании нач. 70-х гг., отразившемся в Никаноровской и Вологодско-Пермской летописях и в летописном фрагменте 1477 г., сохранившемся в «Летописце от 72-х язык». В отличие от редакций нач. 70-х гг. и 1477 г. редакция, представленная в Л. с., вставила под 6985 (1477) г. подробный рассказ о Флорентийской унии (основанный на Повести Симеона Суздальца) и тенденциозное известие о том, что в 6985 (1477) г. новгородцы якобы сами дали Ивану III титул «государя», а потом отреклись от своих слов. Кроме того, в Л. с. была устранена характерная для Никаноровской и Вологодско-Пермской летописей дублировка известий о нашествии Едигея на Москву и Талыча на Новгород – об обоих этих событиях рассказывается здесь однократно и подробно.

В отличие от составителя великокняжеского свода нач. 70-х гг., лежащего в основе Никаноровской и Вологодско-Пермской летописей, составитель Л. с. не скрывал, что новгородцы в прежние времена изгоняли своих князей, и подчеркивал, что «таков бо бе обычай оканных смердов изменников». Это было связано с тем, что в 1479 г. Новгород был окончательно присоединен к Москве, его прежняя конституция отменена, и существование «окаянных обычаев» можно было теперь не скрывать, а подчеркивать и осуждать.

Более позднюю редакцию Л. с. представляет Летописный свод Московский великокняжеский кон. XV в. Текст Л. с. 1479 г. по Эрмитажному списку не издан. В ПСРЛ (М.; Л., 1949. Т. 25) издан Летописный свод Московский великокняжеский кон. XV в.

Лит.: Шахматов А. А. 1) Общерусские летописные своды XIV и XV вв. // ЖМНП. 1900, сент. Отд. 2. С. 152–159; 2) О так называемой Ростовской летописи. М., 1904. С. 10–11, 17–50, 163–165; 3) Разыскания. С. 236; 4) Обозрение. С. 256–283, 356–357; Приселков М. Д. История русского летописания XI–XV вв. Л., 1940. С. 94, 173–184; Насонов А. Н. 1) Московский свод 1479 г. и Ермолинская летопись // Вопросы социально-экономической Истории и источниковедения периода феодализма в России. М., 1961. С. 219; 2) История русского летописания XI – начала XVIII в. М., 1969. С. 181–184, 204–225, 260–273, 282–297; Лурье Я. С. 1) Московский свод 1479 г. и его протограф // ТОДРЛ. Л., 1976. Т. 30. С. 95–113; 2) Общерусские летописи XIV – XV вв. Л., 1976. С. 122–126, 135–139, 150–167.

Доп.: Лурье Я. С. Генеалогическая схема летописей XI–XVI вв., включенных в «Словарь книжников и книжности Древней Руси» // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 40. С. 190–205.

Я. С. Лурье

Словарь книжников и книжности Древней Руси

Рейтинг статьи:
Комментарии:

Вопрос-ответ:

Что такое летописный свод московский великокняжеский 1479 г.
Значение слова летописный свод московский великокняжеский 1479 г.
Что означает летописный свод московский великокняжеский 1479 г.
Толкование слова летописный свод московский великокняжеский 1479 г.
Определение термина летописный свод московский великокняжеский 1479 г.
letopisnyy svod moskovskiy velikoknyazheskiy 1479 g. это

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:
Ссылка для форума (bb-код):